Юрий Белов. Любимый народом артист. Не такой как все…

Популярность актёра Юрия Белова с 1955 по 1965 была огромна. Можно смело сказать, что он был ведущим киноактёром страны в этот период. И что поразительно, у него не было никаких званий, наград, премий. Самой главной его наградой была любовь и память друзей, родных и многочисленных поклонников. И даже сейчас, спустя 30 лет после его ухода, интерес к его творчеству не иссякает.

Всесоюзная популярность к актёру пришла после выхода на экраны кинокомедии Э. Рязанова «Карнавальная ночь», где Белов великолепно сыграл электромонтёра Дома Культуры Гришу Кольцова. Но это был далеко не дебют Юрия Белова в кино. Годом ранее он снялся сразу в трёх кинофильмах в не ставших популярными ролях, да и в том же 1956 году, помимо «Карнавальной ночи», Ю. Белов снялся у В. Ордынского в «Человек родился» и в роли Жени Ищенко в «Весне на Заречной улице».

Первая роль в кино. "Вольница". Курбатов. 1955 г.

Первая роль в кино. «Вольница». Курбатов. 1955 г.

Но «Карнавальная ночь» конечно же перевесила все его дебютные работы, открыв совершенно звёздное девятилетие всесоюзной популярности. За период с 1955 по 1964 годы Юрий Белов снялся почти в тридцати кинофильмах, и каждая роль была им замечательно сыграна. На Белова зрители шли в кинотеатры. Он был звездой первой величины, как Николай Рыбников, Леонид Быков, Леонид Харитонов, Георгий Юматов.

Гриша Кольцов. "Карнавальная ночь". 1956 г.

Гриша Кольцов. «Карнавальная ночь». 1956 г.

Юрий Белов родился во Ржеве в 1930 году в семье кадрового военного. Из-за этого ему пришлось сменить много мест жительства: Курилы, Владивосток, Калининград. Но везде он сразу становился душой компании, потому что обладал природной коммуникабельностью, легко сходился с людьми и быстро становился заводилой.

Мама Юрия, наблюдая за сыном, сама советовала ему ему ехать в Москву поступать на актёра. Потому что фантазия и талант её сына били через край. Впрочем, была альтернатива — стать писателем. Юрий много сочинял на ходу, а иногда настолько красиво фантазировал, что трудно было отличить вымысел от реальности. Очень талантливый, живой, c необыкновенной способностью к импровизациям, c выдающимися режиссерскими способностями, мягкий, интеллигентный, любимец учеников и учителей. Вот таким тогда был Юрий.

В итоге Юрий пошёл в актёры. Было это в 1950 году. Легко пройдя все туры он был зачислен во ВГИК в мастерскую Б. Бибикова и О. Пыжовой. Вместе с ним на курсе учились Р. Нифонтова, М. Булгакова, И. Извицкая, Т. Конюхова и другие. Этот курс отличался особой звёздностью и какой-то особой трагичностью судеб будущих актёров.

Ярким подарком курсу стало появление на третьем году обучения в их рядах Надежды Румянцевой. Юрий с Надеждой спелись с полувзгляда. Начался их роман. А про их шутки и совместные импровизации долгое время ходили легенды. Действительно, когда они где-то появлялись вдвоём, то сразу начинался «фейерверк».

Впрочем, соединиться в семью таким двум огнеопасным персонажам не удалось. Надежда полюбила другого — однокурсника В. Шурупова. Но на их дружбе не был поставлен крест. Эта удивительная парочка подарила нам две яркие киноработы. Кто не помнит Толю Грачкина в фильме «Неподдающиеся» или водителя-дальнобойщика Славу в фильме «Королева бензоколонки»? Их тандем с Румянцевой в этих фильмах является классикой нашего кинематографа.

Однокурсники Т. Конюхова и Ю. Белов в фильме "Ты не один". 1963 г.

Однокурсники Т. Конюхова и Ю. Белов в фильме «Ты не один». 1963 г.

На Юрия Белова стояла очередь из режиссёров, готовых его снимать. Во многом его участие в кинокартинах, даже в маленьких ролях, придавало фильмам особый статус значимости. Юрий Белов удачно снялся в фильмах «Леон Гаррос ищет друга», «Майские звёзды». Это были международные проекты с дружественными странами. Прекрасные образы он дал в картинах «Наш общий друг», где сыграл редиску журналиста Синькина. Самобытным получился его Коля Шлыков в фильме «Ты не один». Запомнились его Аркадий в фильме «Алёшкина любовь» и матрос Рогозин по кличке «Патефон» в кинофильме «Жажда».

Два талантища в кадре - Л. Быков и Ю. Белов. "Алёшкина любовь". 1961 г.

Два талантища в кадре — Л. Быков и Ю. Белов. «Алёшкина любовь». 1961 г.

"Жажда". Рогозин- "Патефон". 1958 г.

«Жажда». Рогозин- «Патефон». 1958 г.

"Девушка без адреса". 1957 г. Рыбников и Белов.

«Девушка без адреса». 1957 г. Рыбников и Белов.

Не забывал актёра и Эльдар Рязанов, для которого Белов был талисманом удачи. Рязанов снял его и в «Девушке без адреса». Как хорош был его Митя в фильме. Два народных любимца Белов и Рыбников самым органичным образом играют там. Снял Рязанов его и в «Человек ниоткуда», и в «Гусарской балладе», и в «Дайте жалобную книгу». Последней сверхудачной работой в кино у Юрия Белова в фазе его звёздного периода стала главная роль Саши Стрельцова в фильме «Спящий лев». Картина претендовала на повторение успеха «Карнавальной ночи», но в прокате прошла слабо, и фильм вскоре забыли.

"Спящий лев". Саша Стрельцов. 1965 г.

«Спящий лев». Саша Стрельцов. 1965 г.

В общем жил-поживал знаменитый актёр Юрий Белов, целые десять лет в ранге звезды, и вдруг сломался. На целых 4 года пропал из кино. Сразу поползли самые нелепейшие слухи. Чего только народ не сочинял. И что он с Гагариным подрался в ресторане, и что публично критиковал советскую власть и обещал, что Хруща скоро снимут, за что его упекли в психушку.

Про психушку информация была точной. Юрий Андреевич действительно туда попал в конце 1964 года. Только причиной был не Хрущёв и пророчески точные фразы в ресторане. Юрий Белов просто надорвался. Психика его не выдержала такого обильного киномарафона и всесоюзной популярности. Похоже попал он в клинику по настоянию своих родных. Они стали замечать странность его поведения в последнее время. У него бывали частые перепады в настроении, от безудержного веселья до уныния и даже депрессии. А краем стала история с суицидом. Спасибо, что вовремя это увидели соседи по коммуналке и смогли Юрия откачать. Ну а дальше пришлось действительно пол-года лечиться в закрытом заведении.

Вероятно, психика актёра была на грани давно. И вот копилось, копилось и накопилось. Юрий Андреевич ведь был актёр невероятной мощи, у порога гениальности. А люди с таким тонким настроем души всегда живут, что называется, на грани.

Но Юрий Андреевич всё же вернулся в большое кино. Начиная с 1968 года опять стал сниматься. Проблемой стало то, что он стал путать и забывать текст. Психотропные препараты сильно воздействовали на его память. Поэтому режиссеры старались давать ему роль с минимумом текста.

Почему-то многие исследователи творчества Юрия Андреевича считают, что он совсем пропал из кино после середины 60-х. Но это неправда. Артист снялся в период с 1968 по 1988 годы почти в 35 картинах!

"Светофор". Ю. Белов, Е. Моргунов, С. Крамаров. 1970 г.

«Светофор». Ю. Белов, Е. Моргунов, С. Крамаров. 1970 г.

Конечно роли были всё больше маленькие. Сколько милиционеров и таксистов переиграл актёр за это время. Не забыл Белова и любящий его Э. Рязанов, дав ему роль милиционера в «Стариках-разбойниках». Помните, это он отпускает героя Ю. Никулина из КПЗ домой.

А каких двух старшин выдал артист в 70-е годы. Первый — старшина Паращук в фильме «На дальней точке», а другой старшина в фильме «Лето рядового Дедова». Паращук в исполнении Ю. Белова по мощи своей напомнил зрителям Юрия Белова прежнего. Его герой языком чешет — как метлой метёт.

Старшина Паращук. "На дальней точке". 1970 г.

Старшина Паращук. «На дальней точке». 1970 г.

Но во всём этом немаленьком списке ролей артиста, особняком стоит роль деревенского волшебника Василия Назаровича в музыкальной комедии А. Орлова «Стоянка поезда две минуты». Режиссёр вспоминал, как ему говорили, что брать Белова на главную роль опасно: он стал странный, сорвётся, не потянет. Но Александр Орлов рискнул и снял Белова в главной роли. И актёр не подкачал. И фильм получился прекрасным, в котором играет столько звёзд: О. Видов, В. Теличкина, Б. Сичкин, А. Будницкая. Но главной звездой фильма, конечно же стал Юрий Андреевич Белов.

Василий Назарович. Деревенский волшебник. "Стоянка поезда 2 минуты". 1972 г.

Василий Назарович. Деревенский волшебник. «Стоянка поезда 2 минуты». 1972 г.

"Про Красную Шапочку". Дед. 1977 г.

«Про Красную Шапочку». Дед. 1977 г.

Последней ролью в кино для актёра стала роль кладбищенского сторожа в фильме «Двое и одна». Это было в 1988 году. Во время работы над этим фильмом актёр уже был тяжело болен.

Перемены в личной жизни Юрия Белова начались только после сорокалетнего юбилея. Во многом годы жизни актёра продлила его жена Светлана Швайко. Светлана была довольно известной актрисой кино, и снялась в полусотне отечественных фильмов. Впрочем роли у неё были небольшие, так что причислить её к звёздам никак не получится. Начало совместной жизни протекало радостно и безоблачно. Супруги много путешествовали, особенно любили ездить к морю на мотоцикле. Вскоре у них родился сын Святослав, который часто болел. Чтобы как-то закалить мальчика, родители отвели ему спальное место на балконе, и шутливо называли его Балконским.

Светлана Швайко. Из фильма "По семейным обстоятельствам". 1977 г.

Светлана Швайко. Из фильма «По семейным обстоятельствам». 1977 г.

Во времена перестройки Светлана оставила актёрскую деятельность и стала заниматься бизнесом, открыв кооперативное кафе. Тогда супруги первый раз столкнулись с рэкетом. В итоге бандиты кафе подожгли и навели большой шорох в их квартире. У Юрия Андреевича после визита бандитов опять началась депрессия. Совместная жизнь стала невыносимой, и Светлана забрала сына и уехала к родственникам. Она навещала Белова раз в неделю, убирала и готовила.

"Вот такие чудеса". Член комиссии. 1982 г.

«Вот такие чудеса». Член комиссии. 1982 г.

Белов, чтобы не сидеть сиднем, стал заниматься частным извозом на своём «Москвичёнке». Многие пассажиры его узнавали и удивлялись, что такой известный актёр колымит по ночам.

Когда Светлана пришла к Юрию Андреевичу на Новый год, 31 декабря 1991 года, чтобы прибрать в доме и приготовить новогодний стол, она уже не застала его живым. По телевизору как раз в этот момент показывали «Карнавальную ночь» — фильм прославивший его. Приехавшие работники ритуальных услуг, узнав актёра, отказались брать деньги и всё сделали бесплатно.

Светлана покинула этот мир в 1999 году, а сын Святослав долго мытарился, оставшись один, прошёл все круги ада. Во многом выжил благодаря стараниям фонда Ролана Быкова и личного участия в своей судьбе Аллы Будницкой, а потом стал послушником монастыря.

У актёра Юрия Белова была внешность простачка, рубахи-парня, но за этой нарисованной простотой скрывалась тонкая, ранимая душа. Он поражал многих своей начитанностью, эрудицией и философским складом ума. Он был не такой как все. Но его любили и любят уже несколько поколений отечественных зрителей.

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector