Величайший фильм о детстве, после просмотра которого лучшие режиссеры теряли дар речи

В 1959 году состоялась премьера картины, раз и навсегда изменившей мировой кинематограф. Дебютный фильм молодого режиссера потряс общественность откровенным изображением насущных проблем рядовых школьников и тонким художественным наполнением каждого кадра.

— Ну и класс в этом году! Знавал я, конечно, идиотов, но те хотя бы были вежливыми! По крайней мере, они держали головы опущенными!

Источник: imdb.com

Источник: imdb.com

В 1946 году 14-летний французский паренек по имени Франсуа Трюффо бросил школу, чтобы начать самостоятельную «взрослую» жизнь. Он планировал ежедневно смотреть по три фильма и каждую неделю прочитывать по три книги. Уже через пару лет амбициозный юноша открыл собственный киноклуб и подружился с видным французским критиком Андре Базеном, а потом стал одним из авторов в его киножурнале «Cahiers du cinema». Трюффо писал хлесткие рецензии, параллельно исследуя мировой кинематограф и снимая короткометражки. Но уже скоро молодой человек понял, что пора взяться за съемки по-настоящему серьезного фильма.

В 1958 году Трюффо уселся в режиссерское кресло и сам выступил в качестве продюсера, разделив функции сценариста с Марселем Мусси. Сюжет картины должен был стать автобиографичным, поэтому Франсуа искал на главную роль мальчишку, напоминающего ему себя в детстве. На объявление откликнулись многие, но режиссера покорил 14-летний Жан-Пьер Лео — внешнее и внутреннее сходство было поразительным! Роли второго плана исполнили Клер МорьеАльбер РемиГи Декомбль и другие актеры. В одной из сцен фильма даже можно услышать голоса Жана-Поля Бельмондо и самого Трюффо.

— Мы должны найти способ заработать немного денег.
— Верно! Это первое, что нужно сделать.
— Да, а пока я получу аванс за свое наследство.

Источник: imdb.com

Источник: imdb.com

Париж, конец 1950-х. Трудный подросток Антуан Дуанель живет в тесной городской квартире с матерью и отчимом, которым на парня, в общем-то, наплевать. Мать почему-то презирает мальчика, а мямля-отчим постоянно занят работой, да и мало что решает в семейных делах. В школе у Антуана тоже есть проблемы: преподаватели его недолюбливают и считают источником всех бед. Парня частенько наказывают за малейшие проступки, поэтому учиться ему совсем не нравится.

Антуан начинает прогуливать уроки, придумывая различные предлоги вместе со своим лучшим другом Рене. Но правда постепенно всплывает наружу, и разгорается нешуточный скандал. Дома у мальчика и так не все гладко: родители часто ссорятся, а тут еще и школьные проблемы… Антуан сбегает из дома и селится у Рене, но ребятам очень нужны деньги. И тогда они решаются на отчаянный поступок…

— Папа, мне нужны деньги!
— Сколько?
— Всего лишь 1000 франков.
— Если просишь 1000, значит, надеешься на 500, а нужно тебе 300. Вот, возьми 100. Ладно, 500. Но твоя мать будет мне должна!

Кадр из фильма "400 ударов". Источник: imdb.com

Кадр из фильма «400 ударов». Источник: imdb.com

Мировая премьера драмы «Четыреста ударов» («Les quatre cents coups») состоялась на Каннском кинофестивале в мае 1959 года. Фильм, снятый без единой декорации за 46 дней, произвел настоящий фурор и выиграл сразу две Золотые пальмовые ветви: награду за лучшую режиссуру и премию Международной Католической организации. Но самое главное то, что от картины остались в восторге не только простые зрители, но и коллеги Трюффо: Луис БунюэльАкира КуросаваЖан Кокто и другие видные постановщики. Некоторые режиссеры не могли найти слов, чтобы выразить восхищение, а публика отмечала тонкий художественный стиль Трюффо и реалистичное изображение детских проблем.

Удивляться здесь не чему, ведь режиссер тщательно подходил к созданию фильма. Все дети, не прошедшие прослушивание на роль Антуана, в итоге сыграли учеников в школьном классе. При этом режиссер не требовал от детей учить тексты наизусть и приветствовал импровизации, а кое-где и вовсе отступал от сценария. Например, эпизод с допросом у психолога — это спонтанный реальный разговор Трюффо с исполнителем главной роли Жаном-Пьером Лео. И как же здорово он влился в повествование, высший пилотаж! Лео идеально сыграл главного героя со всей своей прямотой и непосредственностью, и именно его стоит отдельно благодарить за то, какими получились «Четыреста ударов».

— И не жалуйся отцу. Он просил передать тебе, что умывает руки. Все, на что ты годишься — это исправительная колония или трудовой лагерь. Ты ведь хотел зарабатывать себе на жизнь? Посмотрим, как тебе это понравится.

Кадр из фильма "400 ударов". Источник: imdb.com

Кадр из фильма «400 ударов». Источник: imdb.com

Кстати, название фильма происходит от французского выражения «faire les 400 coups», что, грубо говоря, переводится как «вести себя на грани приличий». Оно четко соотносится с обликом Антуана в глазах окружающих его людей. И именно в эти глаза смотрит несчастный мальчик, глядя прямо в камеру в финальном кадре картины. Непонятый и отвергнутый вечно занятыми взрослыми, он пытался добежать хотя бы до моря. Но от себя не убежишь.

«Четыреста ударов» стали переломным фильмом для так называемой французской новой волны, а Трюффо мгновенно превратился в ключевого режиссера этого движения наравне с Годаром. Позже Франсуа снимет еще четыре картины про Антуана Дуанеля на разных этапах его жизни, и каждая из них будет по-своему прекрасна. Но именно «Четыреста ударов» по праву считаются одним из величайших фильмов о детстве всех времен. Тот самый случай, когда кино обязательно надо смотреть и подросткам, и их родителям. И думать, думать, размышлять…

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector