Уникальный советский фильм, после которого Леонов устроил Янковского в Ленком

Дуэт Евгения Леонова и Олега Янковского хорошо известен отечественным зрителям по культовому фильму “Обыкновенное чудо”. Но не все зрители знают, что за шесть лет до съемок в картине Марка Захарова великие русские актеры уже встречались на съемочной площадке одной необычной и очень интересной драмы.

Источник: kinopoisk.ru

Источник: kinopoisk.ru

В начале 1970-х советский постановщик Игорь Масленников скучал без работы. До выдающейся серии фильмов про Шерлока Холмса оставалось еще несколько лет, а в послужном списке Игоря были лишь малоизвестные картины “Личная жизнь Кузяева Валентина” и “Завтра, третьего апреля”.

В это же время студия Ленфильм собралась снимать производственную ленту “Мы с автомобильного” по сценарию Нины Рудневой и Иосифа Ольшанского и предложила Масленникову поучаствовать в проекте. Ознакомившись с текстом, режиссер пришел в ужас от некомпетентности авторов, но согласился поработать, дабы не растерять “форму” и не сидеть без дела.

Масленников сразу настоял на том, чтобы сценарий был переписан, и занялся этим собственноручно в компании журналиста Юрия Клеманова. Скучная производственная картина мгновенно превратилась в спортивную драму, и постановщик, немного успокоившись, приступил к сложнейшим съемкам. На главные роли позвали не нуждающегося в представлениях Евгения Леонова и молодого актера Саратовского театра Олега Янковского. Также в фильме снялись Лариса ЛужинаАрмен ДжигарханянЛеонхард Мерзин и другие артисты.

— Грубый вы все-таки народ, таксисты, для такого тонкого дела как ралли.
— И нахальные.
— Точно.

Источник: kinopoisk.ru

Источник: kinopoisk.ru

Иван Кукушкин и Николай Сергачев – работники московского АЗЛК и гонщики заводской команды, много лет выступающие на автомобиле “Москвич-412”. Они участвовали в соревнованиях по всему миру и стали лучшими друзьями, а опытный Кукушкин научил молодого Сергачева азам гоночного искусства. Но все изменил случай в Альпах.

На зимнем турнире сидевший за рулем Кукушкин не справился с управлением и, пытаясь уйти от столкновения с другим автомобилем, не сумел удержать “Москвич” на дороге. Машина – в кювете, гонщики – в больнице. По приезду в СССР Сергачев решает, что Кукушкин в силу возраста уже “не тянет” и уходит от учителя в другую команду перед самым началом престижного ралли “Синий перевал”.

Общественность в шоке: теперь лучшие друзья будут соревноваться друг с другом. Через несколько дней Сергачев и Кукушкин сталкиваются на “Синем перевале”, и ряд напряженных инцидентов на трассе и за ее пределами проверяет мужчин на прочность и порядочное отношение к делу…

— Вот закончим это кольцо, Николай Николаевич, — я всё-таки в Москву позвоню.
— Напомнишь, что ты её любишь?
— Напомню.
— Женщинам нравится, когда напоминают.

Кадр из фильма "Гонщики". Источник: kinopoisk.ru

Кадр из фильма “Гонщики”. Источник: kinopoisk.ru

Ленинград, Москва, Подмосковье, Таллин, Нарва, Армения, Грузия, Финляндия… За время съемок фильма “Гонщики” группа проехала более 40 тысяч километров, работая в тяжелых условиях. Олег Янковский перед началом проекта вообще не умел водить автомобиль, но под руководством инструктора научился управлять машиной буквально за месяц.

Правда, во время съемок в Абхазии произошел неприятный инцидент, и автомобиль, в котором ехал Янковский перевернулся, а сам актер чудом остался жив. После этого режиссер с трудом убедил Олега снова сесть за руль.

Масленников выбрал для “Гонщиков” сложный путь производства, исключающий возможность комбинированных съемок. Постановщик стремился к реалистичности и снимал диалоги “вживую” специальной камерой, закрепленной на корпусе автомобиля. А оператору иногда даже приходилось забираться в багажник, чтобы получить необходимый ракурс. Также большую помощь в съемочном процессе Масленникову оказывали известные мастера гоночного спорта и специалисты ДОСААФ.

Но все технические изыски были бы бесполезны, если бы актеры, исполнявшие главные роли, не смогли убедить зрителей в реальности происходящего. Леонов и Янковский продемонстрировали недюжинное мастерство и то, что сейчас называют “экранной химией”.

Кстати, сына Ивана Кукушкина здесь играл настоящий сын Леонова – Андрей – и данное обстоятельство тоже сыграло фильму на руку. Но самые лучшие сцены “Гонщиков” именно те, где в кадре одновременно появляются Кукушкин и Сергачев. А финальный эпизод с “открытой” концовкой трогает до самой глубины души.

— Он очень высоко тебя ценит.
— Я что — вещь ваша? «Ценит»…

Кадр из фильма "Гонщики". Источник: kinopoisk.ru

Кадр из фильма “Гонщики”. Источник: kinopoisk.ru

В итоге Леонов и Янковский настолько хорошо вошли в роль, что на самом деле увлеклись автоспортом и стали друзьями в реальной жизни. Евгению Павловичу настолько понравилось работать с Олегом, что он порекомендовал его Марку Захарову, только что занявшему должность главного режиссера театра Ленком. Захаров впервые слышал фамилию Янковского и специально поехал в Саратов, чтобы посмотреть на молодого актера в спектакле “Князь Мышкин”. Игра Олега на сцене впечатлила Марка Анатольевича, и в том же году Янковский начал работать в Ленкоме.

“Гонщики” вышли в советский прокат 2 апреля 1973 года, но кассовым хитом картина стать не сумела. Зато публика навсегда запомнила трогательный фильм, ставший, поистине, уникальным для советского кинематографа. До этого в СССР никогда еще не было лент, посвященных автоспорту. И “первая ласточка” получилась, более чем, удачной.

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: