Уникальное и самое труднодоступное для туристов место в Крыму с леденящей душу историей

Это не остров, а одинокие 4 скалы в 4 километрах от берега. К ним сможет добраться вплавь или на байдарке лишь очень подготовленный человек из-за особенности ветров и течения, и даже на лодке приплыть сюда с нынешнего года очень проблематично: военный полигон и заповедник практически ограничили эту возможность.

А место очень необычное, очень уникальное, круто и с действительно леденящей душу историей.

Их называют Скалы-Корабли и те, кто ездил на розовое Кояшское озеро или Кунжутный пояж, видели их вдали в море, и наверняка задавались вопросом: а что это за островки?

Свое название, как вы уже догадались, скалы получили из-за сходства с парусами кораблей, если смотреть на них с берега.

Вот так они выглядят с берега, если смотреть в бинокль: маленькими четырьмя точками далеко в море.

Островков-скал четыре — Каравия, Петра-Каравия, Эльчен-Кая и Элькен-Кая, они находятся в 4 км от берега, относятся к Опукскому заповеднику и являются естественным природным образованием. Это мэотические известняковые рифы, отличающиеся совершенно невероятной прочностью, что не дает морю уже многие сотни тысяч лет их разрушить.
Но одну скалу из четырёх, всё-таки, разрушить умудрились. Военные. Которые много лет назад превратили её в мишень для боевых стрельб (поблизости находится крупнейший крымский военный полигон Опук, на котором еще с советских времён базируются подразделения морского десанта и регулярно проводят боевые учения с применением всех видов техники, включая корабли, боевую авиацию, ракетные стрельбы).

Вот эту, самую отдаленную от высокой вертикальной. Раньше она тоже выступала над водой, а ныне с берега её почти не видно.

Но леденящая душу история связана не с боевыми учениями и разрушением скало, хотя и с военными.

На этом фото вы можете увидеть странную искусственную конструкцию на вершине почти неприступной скалы. Памятник выглядит очень странно и удивительно в таком труднодоступном месте. А между тем, это памятный обелиск советским морякам! И стоит он здесь не просто так.

Дело в том, что в далеком 1941 году эти скалы сыграли важную роль в Керченско-Феодосийской операции Красной Армии, когда наши войска пытались огранизовать контрнаступление на Крым после того, как вынуждены были сдать его немцам.

Делол было так: при планировании Керченско-Феодосийской операции (самый конец декабря 1941 г.) советское командование начало подготовку крупного десанта. И для доставки войск с побережья Кавказа в Феодосию решили использовать все имеющиеся в наличии корабли, вплоть до крейсеров. Переход намечалось провести ночью, но в те годы с навигациецй было все сложно, GPS не было, шторма суровые, а немцы совершенно не собирались помогать нашим навигационными огнями.

В итоге проводку кораблей пришлось обеспечивать очень нестандартным способом — высадкой десанта и зажиганием навигационных огней.

Для этого отправили три подводные лодки с гидрографами: часть десанта предполагалось высадить в районе горы Опук, для чего следовало зажечь огонь на скале Эльчан-Кая, а в трех милях южнее развернуть манипуляторный пункт на подводной лодке Щ-203 («Щука») и светить прожектором на юг.

То есть именно на этой высокой скале в условиях сурового декабрьского штормового моря нужно было зажечь огонь. Задачу поручили лейтенантам-гидрографам Владимиру Моспану и Демьяну Выжулу.

Вид со скалы, на которой нужно было зажечь огонь на крымский берег вдали.

Вид со скалы, на которой нужно было зажечь огонь на крымский берег вдали.

Предполагалось, что Моспан с тремя краснофлотцами залезут по отвесному скоб-трапу на обледенелую скалу и зажгут там ацетиленовый фонарь с газовым баллоном, а Выжул обеспечит ориентацию прожектора «Щуки».

Но помешала «морская болезнь». Молодых краснофлотцев укачало в подводной лодке, и они не смогли выполнить приказ. В итоге Владимир Моспан и Демьян Выжул в ночь на 28 декабря 1941 г. вдвоем на шлюпке и с аппаратурой, даже без шинелей, т.к. лодка была перегружена, направились к скале.

Сложно представить, скольких усилий стоило этим парням в бушующем море добраться до цели, а затем еще подняться на отвесную обледенелую скалу.

Но они выполнили задачу. Свет «маяка» позволил проложить десантным кораблям курс на Феодосию и первые в истории войн крейсера ворвались в занятый врагом порт, высадили десантников прямо на пирс и портовый мол.

Следующей ночью к месту высадки гидрографов подошла подводная лодка, чтобы забрать их на борт, но гидрографов на скале уже не было. То ли они замерзли и ветром их сорвало со скалы в море, то ли их сняли немцы…

Сейчас на склоне горы Опук, прямо напротив Скал-Кораблей, стоит старый обелиск. Старые бетонные плиты и выгоревшая краска на вечную память о двух обычных лейтенантах, обеспечившим выполнение масштабной военной операции и не пожалевших собственные жизни…

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector