Удивившие меня старинные фотографии крестьянской жизни

Покажу очередную порцию уникальных и очень интересных старинных кадров, которые чем-то неожиданно цепляют, и позволяют чуть больше узнать о нашем давно ушедшем прошлом.

Гулянье в деревне на празднике. Начало ХХ в.

Гулянье в деревне на празднике. Начало ХХ в.

Вот, например, тут показана одна из тысяч языческих традиций, с помощью которых люди пытались защитить свое здоровье, а также скотину и урожай.

На этом фото, снятом в 1914 году, женщина катается по окончании жатвы на последней полосе, приговаривая «Жнива, жнива, отдай мою силу».

Место сьемки: Рязанская губерния, Касимовский уезд, деревня Шемякино.

А тут на фото — карусель на сельской ярмарке. 1920-е годы.

Роскошная ярмарка, надо сказать, причем не городская, а именно сельская. Впервые вижу аж карусель, а не просто качели, или горку (чаще же на ярмарках вообще ничего не было, кроме торговых рядов, или даже просто товаров, разложенных на земле или подводах).

Судя по фото, серьезные конструкции возили для развлечений по некоторым деревням. Но, видимо, не по всем — не думаю, что во многих регионах было достаточно средств на оплату такого мероприятия; карусель ведь должно быть совсем недешево и не просто возить на лошадях, да и обслуживать тоже.

На этом кадре — молотьба в поле имения князя Ю. Кенига. 1910-е. Фото Я.В. Штейнберга.

Невероятно огромные кучи злаков, предназначенных для обмолота. Конечно, такие фотографии редкость, потому что крестьяне для своего хозяйства не молотили рожь или прочие культуры в таких количествах; у них просто не было столько хлеба. Тут же, понятно, богатое имение князя, и крестьяне работают именно на него.

Тоже редкая фотография — посиделки. Тотемский уезд, Вологодская губерния, 1910 год.

Редкая она потому, что раньше фотографы предпочитали снимать уличные гулянья, как минимум потому что техника была не столь совершенной, чтобы хорошо фотографировать в темноте помещений, освещаемыми лишь свечами или лучиной, или масляными лампами.

Про такие посиделки я писала в одной из статей, на примере вепсов (народа, жившего на территории нынешней Ленинградской, Вологодской области, Карелии). Летом парни и девушки встречались в лесу, на качелях, на воскресных и праздничных гуляньях; зимой на беседах (где искали себе «беседниц».)

Было это так. Парни переходили с беседы на беседу с песнями и гармонями. Войдя на беседу, становились у порога, ждали приглашения девушек. Когда девушки скажут: «Садитесь», они садились где есть место, а если нет, то взбирались на печь.

У кого была «беседница», тот садился с нею рядом, а если нет места, то беседнице на колени. Забавный момент: не девушка парню, а парень девушке садился на колени. Сейчас такое странно воспринимается, как перевертыш социального поведения у разных полов, а раньше таких стереотипов не было (по крайней мере у вепсов).

А вот фотография уличного гулянья. Таких кадров уже чуть больше, чем посиделок в избе, и все равно каждый из них уникален и интересен.

А вот тут, например, меня удивил мощный забор в этом хозяйстве. Такие заборы встречались мало где в России, чаще всего в Сибири, где леса полно (интересно при этом, что на Русском Севере, где леса также очень много, нет традиции таких огромных заборов, максимум — сделают легкую ограду от скотины, да и это скорее исключение). А тут даже не север, а южный регион, где лес уже не сказать, что в большом избытке. Интересно, в чем был смысл так закрываться?

Я бы могла предположить, что это делалось для защиты от диких животных. Но, вот на севере дикие животные были натуральной напастью, которая уничтожала скот только так, а все равно подобные заборы не строили.

Логичнее предположить, что так спасались от лихих людей, тех же воров. Сейчас говорят, что, мол, все на своих дачах от соседей высокими заборами закрываются, а посмотришь старые фото и понимаешь, что при наличии такой возможности люди и раньше заборы не прочь были построить.

Изба и двор Брянского уезда, более богатого лесом

Изба и двор Брянского уезда, более богатого лесом

Дополнение. Написала статью, а на следующий день вдруг наткнулась на такой интересный термин как однодворок. Он имеет несколько значений, включающее и тип постройки в «один двор», и даже сословие «однодворцы». Вот на фото девушки однодворки как раз.

Женщины однодворки в будничных костюмах. Воронежская губ. 1908 г.

Женщины однодворки в будничных костюмах. Воронежская губ. 1908 г.

Изначально однодворки возникли на границах Российской империи. Однодворными поселениями жаловали специалистов военного дела (пушкарей, стрельцов, казаков) и расселяли их по окраинам Русского царства, для охраны этих земель. Потому, собственно, дворы и были так защищены от возможных набегов.

Во-вторых, царь Фёдор Алексеевич сменил налогообложение с посошного на дворовое. При нём были установлены весьма большие налоги именно с двора. Так люди и стали жить несколькими семьями под одной крышей, чтобы уменьшить налоговое бремя. А для того, чтобы четко обозначить границы двора, видимо, как раз и замыкали все постройки вот такими заборами.

Вот тут есть интересная статья на эту тему.

Тоже интересная постройка, не видела раньше таких. На фото — пунька в Новосильском уезде, Тульской губернии.

Пуня это поветь, сеновал; сарай; отдельный чулан, плетневая клеть. Здесь хранилась разная всячина, а также летом спал хозяин.

К слову о том, где спали крестьяне. Было у них и вот такое место для сна, по крайней мере летом.

И напоследок рыбаки в промысловых костюмах. Тоже интересное фото, не видела раньше подобного снаряжение. Оно, видимо, было у не самых бедных рыбаков, которые зарабатывали своим промыслом, а не просто ловили для себя.

Источник

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector