Судьба Софьи Крамской с картины «Неизвестная»: предательство жениха и подруги, тюрьма и потеря супруга.

Говорят, картина Ивана Крамского «Неизвестная» приносит несчастье своим владельцам, мол, от одного ушла жена, у другого дом сгорел, а сам автор потерял двоих младших сыновей – они умерли совсем маленькими, почти один за другим. Непростой была и судьба предполагаемой модели Ивана Николаевича Крамского, единственной дочери художника Софьи…

Жизнь ее во многом трагична. Хотя, казалось бы, родившись в семье прославленного художника, вхожего в императорский дворец и обучавшего живописи юных княжон, она должна была черпать жизненные блага огромной золотой ложкой. Но человек предполагает, а бог располагает…

Юность и несчастная любовь

Поначалу все и правда складывалось удачно. Софья родилась в 1866 году. Единственная девочка в большой, любящей семье, обласкана родителями. Крамской души не чаял в дочери. В глубине души он лелеял мечту основать династию художников, и шансы были: все же пятеро сыновей. Но по отцовским стопам пошла лишь единственная дочь.

Впрочем, поначалу Софья не подавала больших надежд… Зато она замечательно танцевала, обладала удивительно тонким станом и горделивой осанкой. А что нужно очаровательной юной девушке 15 лет, только-только осознавшей свою красоту?

Разумеется, поклонники, большая чистая любовь и взаимность. И все это у Сонечки было. За ней ухаживали многие, но сердце девушка отдала молодому доктору Сергею Сергеевичу Боткину, сыну знаменитого врача.

Портрет Сони Крамской. Начало 1870-х. Автор: И.Н.Крамской.

Портрет Сони Крамской. Начало 1870-х. Автор: И.Н.Крамской.

Молодые люди вовсю готовились к свадьбе, отец невесты уже написал прекрасные свадебные портреты, и вдруг, как гром среди ясного неба, расставание… Боткин разорвал помолвку, влюбившись в близкую подругу Сони Сашу Третьякову, дочь того самого страстного коллекционера и основателя картинной галереи.

С Сашей, теперь уже Боткиной, Софья смогла сохранить приятельские отношения. Хотя один бог знает, чего это ей стоило. После двойного предательства, жениха и подруги, девушка надолго замкнулась в себе и на многие годы отказалась от личной жизни.

Иван Крамской. Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882

Иван Крамской. Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882

Сбежавший жених

Как бы там ни было, время показало, что Сергей Сергеевич сделал вполне удачный выбор, жизнь его с Александрой Третьяковой сложилась благополучно. Наблюдая за знаменитым тестем, Боткин открыл в себе страсть к коллекционированию и вскоре прослыл знатоком живописи. Его мнением в художественных кругах дорожили не меньше, чем врачебным – в кругу коллег.

Сергей Сергеевич Боткин, художник: Иван Крамской, 1882

Сергей Сергеевич Боткин, художник: Иван Крамской, 1882

Супруга его, Александра Боткина, была дамой талантливой, но своеобразной. Она родила мужу двух девочек, старшую из которых очень баловала, а младшую, по словам вхожих в семью людей, не скрываясь, недолюбливала.

Старшая дочь Боткиных впоследствии станет известной актрисой и проживет долгую яркую жизнь, а младшая во время блокады Ленинграда покончит с собой… Но это случится еще очень нескоро, пока же вернемся к другому родителю, и другой девочке.

Александра Боткина-Третьякова с дочерьми

Александра Боткина-Третьякова с дочерьми

Личная жизнь грозит превратиться в трагедию…

Иван Крамской беспокоился о дочери: барышне всего шестнадцать лет, но на поклонников она больше не глядит, замкнула свое сердце для пылких чувств… Что будет?

Между отцом и дочерью Крамскими было обожание, какое редко встретишь между людьми разных поколений, Софья доверяла родителю во всем. Но силы Крамского уже подтачивала болезнь.

В последние годы о приближении художника всем становилось известно заранее, по сухому надрывному кашлю. У Ивана Николаевича была аневризма сердца, диагноз, который Боткин (отец злополучного жениха) от впечатлительного друга скрывал.

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, 1863 Автор: Иван Николаевич Крамской, Музей: Третьяковская галерея

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, 1863 Автор: Иван Николаевич Крамской, Музей: Третьяковская галерея

О реальном положении вещей Крамской догадался сам, случайно прочтя симптомы своего заболевания в медицинском справочнике, по рассеянности оставленном Боткиным на столе, раскрытым на нужной странице…

В 1884 году Иван Крамской предпринял оздоровительную поездку в Европу, взяв с собой любимую дочь. Во Франции Софья пристрастилась к живописным этюдам. Отец светился от гордости. «Дочка моя, известная Вам ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант» — писал он.

Незадолго до смерти Иван Крамской делился в письме душевному приятелю: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… Личная жизнь грозит превратиться в трагедию».

 Крамской пишет портрет своей дочери (Крамской), Иван Крамской

Крамской пишет портрет своей дочери (Крамской), Иван Крамской

Становление

Это правда, что бог неровно делит: одного отсыплет вдосталь, другого недодаст… Так и с Софьей Крамской. Долгие годы она никого не впускала в свое сердце, зато творчески крепла и расцветала.

Потрясение от смерти отца, бывшего ее первым учителем живописи, заставило щедро выплеснуться творческий дар. Софья пишет много и увлеченно. Занимается у известных живописцев. Бросается от жанра к жанру. Сюжетные картины. Миниатюры. Ретушь и портреты по фото.

 Портрет девушки в кокошнике, художница: Юнкер-Крамская Софья Ивановна

Портрет девушки в кокошнике, художница: Юнкер-Крамская Софья Ивановна

Особенно хорошо давались ей портреты юных дев. Очаровательные барышни, нежные и прекрасные, в естественных непринужденных позах… Известность Софье Крамской принесла картина «Спящая», в образе которой явно проглядывают черты самой художницы, так хорошо известные нам по картинам ее отца.

Софья приобретает имя и вес в художественных кругах. Пишет представителей знати и царской семьи. Работает над портретами цесаревича и великих княжон. Вместе со старшим братом занимается наследием Крамского, щедро дарит собственные картины музею имени ее отца, созданному на родине художника в Острогожске. Увы, после пожара 1941 года почти ничего не уцелеет…

Портрет С.Н. Крамской, жены художника и С.И. Крамской, дочери художника, Иван Крамской

Портрет С.Н. Крамской, жены художника и С.И. Крамской, дочери художника, Иван Крамской

Женское счастье

Замуж Софья вышла аж в 35 лет, за Германа Федоровича Юнкера. Они зарегистрировали брак в 1901 году, а в 1916 Германа не стало. Чем привлек яркую художницу тихий скромный юрист, неизвестно, но говорят, Софья все пятнадцать лет была очень счастлива в браке, помогала супругу во всем.

Софья получила в наследство от знаменитого отца не только дар живописца, но и четкие представления о том, какой должна быть хорошая любящая семья. Сам Иван Николаевич был образцовым супругом. В свое время он женился на опороченной девушке, которая недолго состояла в сожительстве с женатым художником Поповым. Вскоре он бросил ее без гроша в кармане, с растоптанной репутацией.

Иван Крамской не побоялся ни злых языков, ни дурной славы невесты и повел Софью (да-да, единственную дочь он после назовет в честь любимой супруги) под венец… Жена стала его музой и лучшим другом. Ту же прекрасную модель семьи перенесла в отношения с супругом и послушная дочь Юнкер-Крамская. Жаль, семейного счастья ей было отмерено намного меньше, чем родителям.

Ссылка

Советская власть проехалась по российской интеллигенции паровым катком, но дети Крамского долгое время считались счастливо избегнувшими репрессий.

Правда вскрылась случайно. В руки работников Третьяковки попал портрет работы Юнкер-Крамской, сделанный в Красноярске. Как? Неужели художница была репрессирована? В авторстве сомнений не было, но… Сотрудники Третьяковской галереи послали запрос в ФСБ РФ. Вскоре пришел ответ: копии личного дела Софьи, где указывалось, что Юнкер-Крамской вменяется в вину «контрпропаганда и создание контрреволюционной группировки из числа бывшей знати»…

Софья Крамская постоянно трудилась, не только работала сама, но и помогала друзьям из «прежних»: дворянам, офицерам, бывшим гимназисткам. Кого пристраивала на службу, кому – доставала заказ на перевод… Это, да еще глубокую религиозность, ей и поставили в вину советские власти.

Старинная песня, художница: Юнкер-Крамская Софья Ивановна

Старинная песня, художница: Юнкер-Крамская Софья Ивановна

Софья Ивановна была арестована. Дело было направлено в суд с ходатайством о применении к Юнкер-Крамской высшей меры наказания. «Самый гуманный суд в мире» постановил послать пожилую художницу этапом в Иркутск, на три года.

В тюрьме от нервного потрясения Юнкер-Крамскую разбил паралич, в апреле она была отправлена в больницу при изоляторе. Перенесла две операции. В мае женщина все же попала в Иркутск, после — была переведена в Канск, через месяц — в Красноярск. Оттуда она написала письмо первой жене Максима Горького Екатерине Павловне Пешковой, которая оказывала помощь многим политзаключенным.

Софья Ивановна просила о смягчении участи, потому что условия заключения были слишком тяжелы для пожилой, разбитой, больной женщины. Если нельзя вернуться домой, то пусть хотя бы оставят в

Красноярске до поправки здоровья, дадут работу:

«Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, языки, я работать могу, люблю… О моей рабочей жизни Вам может подтвердить Елена Дмитриевна Стасова, с отцом которой был так дружен мой покойный муж. О музее Крамского Вам тоже могут дать сведения, и она, и товарищ Луначарский… Я могла делать ошибки в своих суждениях, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступления я не совершала никакого – и сознательно так горячо любя свою страну, после смерти мужа (он был финляндским подданным) – переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы то ни было претензий на имущество. Было даже смешно поступить иначе… Помогите мне! Я написала просьбу о помиловании М.И. Калинину. Я прошу Вашего содействия. Я оправдаю милость, если мне она будет дарована, могу уверить в этом Вас. Я честно проработала 40 лет. Тяжко последний, быть может очень короткий срок – чувствовать себя – так наказанной… Я собрала последние силы, чтобы написать Вам все это…»

Екатерина Павловна не осталась равнодушной. Она обратилась с ходатайством о помиловании Юнкер-Крамской. Несчастной старушке ввиду того, что она больше не представляет «социальной опасности», позволили вернуться в Ленинград. Через год она умерла при странных обстоятельствах.

В переписке с сотрудниками Третьяковской галереи ее брат Анатолий Крамской сообщал, что сестра уколола палец, когда чистила селедку, и «заболела общим заражением, от которого и умерла».

Послесловие

Последние годы жизни Софьи Ивановны были очень тяжелыми. Софья Юнкер-Крамская не оставила после себя детей. Многие ее работы были утрачены. Но те, что сохранились, полны особого женственного очарования, неподдельной радости жизни и красоты. Свое спасение и отраду дочь Крамского, как и ее великий отец, всегда, до самого последнего вздоха, находила в любимом деле.

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: