Советский детектив, завершившийся неприличным ругательством

Опасный рецидивист корректирует внешность у пластического хирурга, чтобы скрыться от стражей порядка. Как вам такой сюжет? Походит на голливудский боевик, не правда ли? На самом деле такой поворот использовали ещё советские кинематографисты в детективе «Золотая мина» (1977), фильме действительно отличном и заслуженно любимом.

Кадр из фильма «Золотая мина»

Кадр из фильма «Золотая мина»

Сценарий Павла Грахова, бывшего сотрудника органов, который хорошо знал изнанку работы милиционеров, в руки режиссёра Евгения Татарского попал по случаю.

Сценарий уже не первый год лежал в закромах «Ленфильма», за него никто не хотел браться из-за его слабости.

Режиссёру тогда нечем было заняться, и кто-то из его коллег предложил доработать историю Грахова. В этом помог сценарист Артур Макаров (кстати, приёмный сын Сергея Герасимова). После его вмешательства сценарий стал куда более увлекательным и динамичным и его взяли в работу.

Затем начался подбор исполнителей. Если посмотреть на список основных актёров, то вы увидите в нём лишь звёздные имена. Хотя в семидесятые ещё не все из этих артистов были по-настоящему знамениты.

Первым в картину попал Олег Даль. Его Евгений Татарский снял в дебютной ленте (милой детской короткометражке по рассказу Виктора Драгунского), и мечтал снова с ним поработать. Как говорил спустя годы сам Татарский,

«вопрос не стоял: снимать или не снимать Даля. Вопрос стоял, кого Даль будет играть».

В образе милиционера режиссёр Олега Даля не видел, поэтому предложил ему роль преступника.

Для актёра это был эксперимент: раньше ему не приходилось выступать в образе представителей криминального мира.

Да и преступник у него вышел интеллектуальным, с налётом аристократичности. Мало того, зрители даже проникаются к нему какой-то симпатией и даже начинают сочувствовать. Такое прочтение образа вполне устроило и Евгения Татарского. Кстати, обратите внимание, что

в кадре герой Даля никаких мерзких поступков не совершает. Его криминальная сторона остаётся за кадром,

на экране это вполне обычный человек со скелетами в шкафу.

И ещё одна любопытная деталь. Нельзя не заметить, что персонаж Даля — настоящий модник. В семидесятые он щеголяет в джинсовом костюме и носит оригинальные пиджаки и куртки. И это заслуга не костюмеров, а самого артиста. Он решил, что именно должен выглядеть его первый преступный герой и на съёмки приезжал в собственной одежде (ну а уж сам Даль был известным в обеих столицах модником).

Молодого милицейского капитана сыграл Евгений Киндинов, который буквально вырвал её из рук конкурента Михаила Боярского.

Татарский принципиально хотел взять на роль молодого и красивого актёра,

и Боярский был одним из главных претендентов. Но ему всё-таки помешал шлейф водевильности, который уже за ним тянулся, так что режиссёр сделал выбор в пользу Киндинова, актёра тоже хорошо известного, но ролями больше романтическими и мелодраматическими.

А вот две молодые актрисы, для которых «Золотая мина» стала фактически боевым крещением и подарила узнаваемость, оказались в фильме из-за невнимательности ассистентов режиссёра.

В роли подруги героя Даля Евгений Татарский увидел нежную женственную красавицу из снимавшейся параллельно мелодрамы «Семья Зацепиных» (1977), имя которой даже не смог вспомнить (а вообще-то речь идёт об Ирине Азер). Его помощник отправился в Москву, где шли съёмки, и привёз актрису.

Татарский, рассчитывавший увидеть хрупкую невысокую блондинку, был сильно удивлён, когда перед ним оказалась рослая статная брюнетка.

Это была Любовь Полищук, малоизвестная актриса мюзик-холла, недавно мелькнувшая в ярком танцевальном эпизоде без слов в «Двенадцати стульях» (1976). Но Любовь режиссёру понравилась, он решил снимать её. И именно «Золотая мина» принесла Полищук славу и востребованность, а сам Татарский продолжил с ней сотрудничать и дальше.

Фото со съёмок. Евгений Татарский и Любовь Полищук

Фото со съёмок. Евгений Татарский и Любовь Полищук

Похожим образом попала на площадку и Лариса Удовиченко. Её так же перепутали со Светланой Смехновой, коллегой по ленте «Дочки-матери» (1974), которую рассчитывал пригласить Татарский. Но в итоге роль лейтенанта милиции досталась Ларисе.

Этот образ тоже ей имя и кое-какую популярность, но как ни удивительно, всенародную славу ей подарит второстепенная роль, причём роль представительницы преступного сообщества,

Маньки-Облигации в детективе «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Кстати, к Говорухину придёт и другая актриса из «Золотой мины», Татьяна Ткач, для которой роль подружки преступника Фокса, тоже очень небольшая, окажется одной из главных.

Вообще же у Евгения Татарского получилось собрать ансамбль уникальный, где мэтры бок о бок работали с начинающими, но перспективными актёрами. Жанна Прохоренко, Игорь Дмитриев, Михаил Глузский, Лев Лемке, Игорь Янковский — это лишь часть героев «Золотой мины». К слову, всем им пришлось сниматься в довольно необычных условиях.

Режиссёр ещё до начала съёмок поставил руководству киностудии условие: он будет делать кино в репортажном духе, напоминающее документальное.

Чтобы кадр выглядел естественно, оператор почти не использовал камеру на штативе и рельсы, а постоянно носил её в руках. Зато действие и в самом деле смотрится естественно, зритель видит героев как обычных людей на улице, идущих не по декорациям, а по улицам в толпе. Собственно и сама толпа была обычной ленинградской толпой, поскольку от массовки режиссёр тоже отказался.

А в ряде эпизодов с участием милиционеров-оперативников снимались настоящие милиционеры. Например,

в сцене ареста на вокзале пластического хирурга оперативники — это обычные сотрудники МВД.

Татарский даже пошёл на хитрость: он не сказал им, где нужно искать героя, так что оперативникам самим пришлось отслеживать путь, куда приходила электричка, и искать в толпе актёра Игоря Дмитриева (он и сыграл хирурга). Так что озабоченность и серьёзность на их лица — вполне натуральные. Столь же натуральны удивление и испуг на лицах окружающих, которые видят сцену ареста, ведь это просто прохожие, оказавшиеся на вокзале.

Оператор же стоял среди них с камерой и просто запечатлевал реакцию случайных свидетелей.

Ну а в заключение напомню, что завершается «Золотая мина» арестом героя Олега Даля в кафе на набережной. После неудачной драки с милиционерами (это тоже были настоящие ялтинские оперативники)

он сдаётся и под стражей входит из кафе, зло бросая девушке непристойное оскорбление. И это последнее слово, звучащее с экрана.

Предложил такой ход сам Олег Даль, и режиссёр его поддержал. Удивительно, но

при приёмке детектива на комиссии с участием киночиновников и представителей МВД Евгений Татарский получил почти полсотни замечаний, но к финалу ни у кого вопросов не возникло.

«Золотая мина» и сейчас входит в число любимейших советских детективов. И не только из-за звёздного состава, но и из-за необычной режиссёрской манеры, которая ставит зрителей совсем рядом с героями. В непростые девяностые Евгений Татарский использовал тот же приём, и он снова сработал: в сериале «Менты» оперативников тоже снимали не в декорациях, а в реальных милицейских участках. Но это уже совсем другое кино.

А как вы считаете, существуют образы, которые Олег Даль не смог бы примерить?

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: