Никто не помнит ее молодой, а она была симпатичной: судьба актрисы Марии Скворцовой

От уроженки простой крестьянской семьи до королевы эпизодов… Такой путь проделала замечательная советская актриса Мария Скворцова, которую вы, наверняка, знаете, как мать Любы в фильме Василия Шукшина «Калина красная». Удивительно то, что эта роль, сыгранная в 63 года, была первой большой киноработой актрисы. Зато после премьеры она проснулась по-настоящему знаменитой.

Давайте вспомним, как жила эта невероятно талантливая актриса, и выясним, почему ее карьерный рост начал набирать обороты тогда, когда другие актеры уже «уходят на покой».

Родилась Мария Скворцова (девичья фамилия Луговая) в деревне Турино Тульской области в 1911 году в многодетной крестьянской семье. С ранних лет девочка узнала, что значит тяжелый труд и впитала в себя тяготы сельской жизни. Наверное, поэтому, позже ей так хорошо удавались роли простых русских женщин.

Однако у Маши было два старших брата, которые работали на заводе в Москве. Когда их сестренке исполнилось 10 лет, они забрали ее в столицу, чтобы девочка получила хорошее образование. Так Машенька стала посещать московскую школу и петь в церковном хоре — преподаватели заметили, что у юной ученицы от природы поставленный голос.

Но с выбором профессии Мария никак не могла определиться. Ее подруга грезила театром и уговаривала Скворцову поступать в театральный. Вот только Мария не верила в свои силы — лицо у нее было симпатичное, а вот крохотный рост никак не вязался с образом актрисы. Однако, чтобы угодить подружке, она пошла с ней в театр-студию при Всесоюзном радиокомитете, чисто за компанию и вовсе не надеясь на успех.

Мария Скворцова и ее педагог Серафима Бирман

Мария Скворцова и ее педагог Серафима Бирман

Но именно в ней руководитель студии — народная актриса, режиссер и педагог Серафима Бирман, разглядела настоящее актерское дарование. Не известно, приняли ли на курс ту самую подругу, но для Марии Скорцовой начались невероятно интересные и не менее тяжелые учебные будни. Бирман оказалась не просто строгой, но излишне требовательной, нетерпимой и даже диктаторски властной. Однако дело свое она знала и передала ученикам все, чем сама мастерски владела.

В 1934 году вся студия была направлена в Великие Луки поднимать местный театр, где Мария Скворцова и проработала долго. Актриса оказалась в Свердловской области, в городе Ирбит, где с другими коллегами по цеху обслуживала госпитали и аэродром, а по вечерам выходила на сцену местного театра. Там то она и познакомилась с Семеном Скворцовым — своим будущим мужем.

Мария Скворцова в фильме Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь». 1985 год

Мария Скворцова в фильме Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь». 1985 год

Следующие 2 года, с 43-го по 45-й актриса выступала в составе фронтовой бригады, а потом приехала в Москву, чтобы похоронить мать и нашла свою «тихую гавань» — Московский ТЮЗ.

Долгих 30 лет актриса была верна этому театру и радовала маленьких зрителей каждой ролью. Травести-типаж Марии Савельевны идеально подходил для самых востребованных ролей: Красная шапочка, Золушка, отважная пионерка. Даже злых персонажей актрисе удавалось наделить неким обаянием. Порой Скворцова отыгрывала по 2 спектакля в день – утром для детей и вечером для взрослых.

Мария Скворцова. Фото: mogtyz.ru

Мария Скворцова. Фото: mogtyz.ru

На личном фронте все тоже было хорошо: муж Скворцовой устроился на работу в тот же театр, в семье появился сын.

До самой пенсии актриса служила в ТЮЗе: только теперь она выросла из «детских» ролей и стала играть, в основном, мам, бабушек и старых колдуний. Знаковой ролью стала Ниловна в спектакле «Мать». Возможно, именно этот до мелких деталей продуманный образ привлек внимание Шукшина.

Знаменитый режиссер пригласил Марию Савельевну на пробы, и когда увидел её вместе с актёром Иваном Рыжовым, все сомнения сразу отпали, а ведь на эту роль пробовались именитые актрисы: Соколова и Сазонова.

Мария Скворцова и Иван Рыжов. Кадр из фильма «Калина красная»

Мария Скворцова и Иван Рыжов. Кадр из фильма «Калина красная»

Скворцова поразила режиссера тем, что совсем не походила на актрису. Перед камерой сидела простая русская женщина с ее горестями и печалями, грузом забот и воспоминаниями о былой молодости. Это качество, позднее, оценили уже и зрители, которые даже стали узнавать такую «народную» актрису на улице.

Летом 1973 года, во время съемок в Белозерске, местные жители, наблюдающие за «киношниками», сплетничали о том, что одна из артисток — обычная женщина, которую режиссер нашел в одном из соседних сел. Да и откуда они могли знать актрису, которая до этого появилась в кино лишь дважды: десять лет назад в эпизоде фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» и в 1973 в крохотной роли матери Молчуна в «Вечном зове».

"Вечный зов" (1973-1983)

«Вечный зов» (1973-1983)

Сама Скворцова, пока шли съемки, и подумать не могла, какой разворот сделает ее судьба: после выхода фильма на экраны, она проснется знаменитой, а другие режиссеры завалят ее предложениями о съемках. Но ей выпал этот уникальный шанс, и актриса его не упустила.

После работы у Шукшина она решила оставить театр и посвятить себя кинематографу. Следующие 20 лет Мария Скворцова снималась много и увлеченно: драмы и комедии, трагедии и телесериалы. Актрисе невероятно везло: многие картины с ее участием становились популярными. «Приезжая», «Белый Бим Черное ухо», «Экипаж», «Карнавал», «Полынь — трава горькая», «Мы жили по соседству», «Одиноким предоставляется общежитие», «Гостья из будущего».

В к/ф "Экипаж", "Белый Бим,Черное ухо", "Мёртвые души", "Гостья из будущего"

В к/ф «Экипаж», «Белый Бим,Черное ухо», «Мёртвые души», «Гостья из будущего»

90-е стали невероятно тяжелым временем для актрисы. Сначала ушел из жизни ее муж, затем, спустя три года, единственный сын. Внучка Елена, вместе с матерью эмигрировала в США. Скворцова осталась совсем одна.

Кино, да и вся страна, переживали не лучшие времена, Мария Савельевна играла пожилых женщин, сидящих на лавочках. Интересных ролей больше не предлагали. Когда актриса увидела на экране фильм «Если бы знать» (1993) с ее участием, она и вовсе пришла ужас. Дело в том, что она согласилась на съемки, так как режиссер уверял, что кино будет сниматься по мотивам чеховских «Трех сестер». В итоге от великого писателя в фильме не осталось ни следа.

"Трамвай в Москве" (1995)

«Трамвай в Москве» (1995)

В 1995 году Скворцова появилась на экране в последний раз – в фильме «Трамвай в Москве». Она категорически не приняла новое кино, новое поколение режиссёров, и решила уйти на покой.

Актрисы не стало 1 декабря 2000 года совсем немного не дотянув до своего 90-летнего юбилея. Единственного мужа, Семена Михайловича она пережила на 15 лет. Вместе они прожили полвека. Вот, как сложилась жизнь этой глубоко порядочной и простой русской актрисы. Вечная память.

Источник

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector