«Нежность» и «Влюблённые». Великие фильмы отразившие дух 60-х годов

«Нежность» и «Влюблённые» это молитва, это возвышенность чувств в каждом кадре. Это ощущение света, теплоты и искренности, щемящей нежности и любви. Невозможная гамма красок в чёрно-белом изображении. 

Подобных атмосферных и воздушных фильмов больше не снимают. Да если бы и захотели снять, то не смогли бы. Каждая эпоха содержала только ей присущий ритм, только ей присущие ценности. Время 60-х безвозвратно ушло вместе с «Нежностью» и «Влюблёнными», вместе с «Июльским дождём» и «Заставой Ильича».

Нарезка лучших сцен из фильма «Влюблённые». Рустам и Гюзель. Сцена с арбузами. Сумасшедший танце Родина.

Здесь нарезка из двух фильмов. «Нежность» и «Влюбленные». Мальчики прыгают с моста. На камерах по реке… Незабываемые кадры из детства.Появление этих двух кинокартин на киностудии «Узбекфильм» в 60-е годы не вызвало фурора. Не было очередей в билетные кассы в кинотеатрах, не было ажиотажа и каких-то больших ожиданий от молодого режиссёра Эльёра Ишмухамедова, которому на момент создания второй полнометражной картины исполнилось всего 27 лет. Но именно эти две картины стали квинтэссенцией духа 60-х годов, стали отражением безвозвратно ушедшего времени искренности.

В каком-то смысле наши киночиновники проглядели эти фильмы. Где Ташкент, а где Москва? Неореализму достойно разбежаться не давали. А тут дали. И тут никакой тебе партийной линии, никаких штампов. Только чистая любовь, только великие идеалы. Здесь и дух Феллини с Антониони, здесь и Тарковский с Хуциевым.

Кстати Эльёр Ишмухамедов чем-то даже внешне похож был тогда на молодого Тарковского.

Эльёр Ишмухамедов

Эльёр Ишмухамедов

И ведь «Нежность» была снята накануне трагического землетрясения в 1966 году, а «Влюблённые» накануне кровавых, апрельских разборок на стадионе «Пахтакор» в 1969 году, когда обезумевшая толпа местных аборигенов с криками «Ур!» пол-дня бунтовала против засилья русских, раздевала до гола русских женщин и жестоко избивала мужчин-славян.

Фильмы Ишмухаметова как раз говорят об интернационализме и дружбе народов. Даже в картинах принимали участие: художник — осетин Михаил Чочиев, сценарист — татарин Одильша Агишев, композитор — украинец Борис Троцюк. Только сам режиссёр и был узбеком из творческой командной верхушки. Да и артисты: Р. Нахапетов — смесь армянина с белорусом, А. Вертинская — сочетание русской и грузинки. В общем тут полный интернационал.

Таким был сам город Ташкент того времени. Таким был был и город Баку. И не было там национальности, а были только ташкентец и бакинец. Фильмы еще и об этом.

Кстати, фильм «Нежность» считался дипломным фильмом режиссёра. Но картина так хорошо встала на рельсы, что молодому студенту 4 курса ВГИКа Ишмухаметову разрешили снять полнометражное кино.

Мария Стерникова и Родион Нахапетов. "Нежность"

Мария Стерникова и Родион Нахапетов. «Нежность»

Санджар.

Санджар.

«Нежность» состоит из трёх новел: «Санджар», «Лена», «Мамура», но все сюжеты и герои между собой взаимосвязаны. Но это особо проявляется в финальной сцене на карнавале, который очень сильно отдаёт карнавалом Феллини.

Есть в фильме несколько пронзительных ноток. О еврейском мальчике по кличке «Паганини» и рассказ Тимура (Р. Нахапетова) Мамуре истории про нежность из Анри Барбюса. Ну и самая пронзительная часть сюжета героическая гибель Лены. А еще есть потрясающая сцена с водителем автобуса, когда потерявший голову от любви Санджар чуть не попал под колёса. И девочки, которые бегут за ним понимая, что его надо спасти от утопления. Во всём этом столько любви и нежности, что просто хочется плакать от нахлынувших чувств.

Во «Влюблённых» этот ключ режиссёра продолжает открывать двери наших сердец. И амбарчики в душе зрителя отпирает режиссёр еще более потаённее и пронзительнее.

Здесь уже во всю развернулся Рустам Сагдуллаев, который в «Нежности» только статист плывущий с гитарой на камере. Да и вообще многие актёры из «Нежности» плавно переплыли во «Влюблённые». Настолько органично, что и не чувствуешь разницы между Тимуром и Родиным, между Санджаром и Бахадыром. А Шухрат Иргашев так и переходит Шухратом из одного фильма в другой.

Кадр из "Влюблённых". Рустам после похорон матери.

Кадр из «Влюблённых». Рустам после похорон матери.

Настоящая дружба русского, грека и узбека. Три героя, которые любят друг друга и дорожат друг другом как родные. Которые готовы отдать жизнь за други своя. Сколько пронзительных сцен в фильме. Ну разве что только у Михалкова в «Свой среди чужих» показана такая дружба-любовь настоящих друзей. Сцена прощания с Татосом на вокзале — верх совершенства. Слова невольно брошенные Родиным Татосу — разрывают душу.

Есть в фильме совершенно гениальные сцены. Когда Рустам бежит за автобусом с уезжающей Гузелью. Объяснение Родина с Таней среди памятников древней Хивы. Плавание с арбузами в ледяной реке, куда случайно-неслучайно низринулся Родин. Это настолько красивая сцена, что сам Тарковский позавидовал наверно. Чем-то она напоминает сцену с яблоками и конями из «Иванова детства».

А сцена безумного танца Родина с миловидной девушкой в ресторане. Это просто как танец зятька-Стасика-Богатырёва в «Родне». Отвёл душу Родин в таком чудовищном танце! Не то это твист-лезгинка, не то рокенрольный гопак. А девушка какая там? Песня! Её до сих пор ищут киноведы, так как фамилии её не оказалось в титрах. Известно лишь, что это была танцовщица из Москвы, каким-то образом оказавшаяся в Средней Азии, в Хиве.

Какая тяжёлая и одновременно светлая линия судьбы Рустама. Смерть красавицы матери, его гневная реакция на отца. И такой прекрасный хэппи-энд в финале фильма, когда Гузель идёт с ребёнком на руках навстречу друзьям.

Ну, невозможно выделить что-то лучшее из фильма. Он идёт как совершенное, единое полотно. И остаётся только его смотреть и пересматривать, и каждый раз находить какие-то новые краски, какие-то ранее упущенные детали.

А сколько атмосферы дарит фильмам музыка. Тут оригинальная музыка Бориса Троцюка. А также в его талантливой обработке мы слышим хиты 60-х в исполнении Шер, дворовые песни, «У самого синего моря». Борис Троцюк очень гармонично всё собрал и оркестровал. Получился в обоих фильмах совершенно волшебный музыкальный фон.

Актёрский ансамбль в обоих фильмах почти совершенен. Все на своих местах. Все в едином братстве и любви. Красавица Вертинская — просто произведение искусства. Она умело даёт переживание каждого мгновения своего появления в кадре. Мария Стерникова, еще совсем девушка и еще не жена Валерия Носика, в роли Лены настолько трогательна и чувственна, что веришь каждому её движению. А Гузель какая тонкая и изящная, как Наташа Ростова прямо. А Мамура. Какая красивая и по-женски мудрая Мамура получилась. Сколько в ней силы и правды. В финале картины она плачет, но зритель понимает, что такая девушка построит свою судьбу, пробьёт себе дорогу в жизни: чистую и справедливую. Как же было жаль узнать, что актриса сыгравшая Мамуру, Майя Махмудова, трагически погибла в 1967 году. И не случись эта трагедия, наверняка бы режиссёр дал ей роль во «Влюблённых».

Майя Махмудова в роли Мамуры. "Нежность".

Майя Махмудова в роли Мамуры. «Нежность».

Настя Вертинская в роли Тани.

Настя Вертинская в роли Тани.

Гузель Апанаева в роли Гузели.

Гузель Апанаева в роли Гузели.

Мария Стерникова в роли Лены.

Мария Стерникова в роли Лены.

Родион Нахапетов в этих картинах безусловно главное действующее лицо. Он предстаёт с первых кадров таким настоящим советским мачо. Благородным героем, нераспускающим язык, верным слову, долгу и дружбе. Он просто идеален. Только ему в обоих картинах — не везёт в любви. История имени Родин — известна. Его мама назвала в честь партизанского отряда «Родина», где он и родился в землянке. Потом он стал Родиным, а потом Родионом. Во «Влюблённых» он под своим настоящим именем.

Родион Нахапетов.

Родион Нахапетов.

Рустам Сагдуллаев ещё только запрягал в кино. Но во многом благодаря этим двух картинам сделал себе имя. К роли Ромео в «Бой идут одни старики» он уже подошёл в ранге звезды узбекского кино.

Рустам Сагдуллаев. "Влюблённые".

Рустам Сагдуллаев. «Влюблённые».

Нет, всё же поразительно, что режиссёр картин сделал всё что задумал. Фильмы не были купированы, не томились на полках. А ведь стиль тут совсем несоветский. Бессюжетный. Импрессионистский. Настоящий неореализм 60-х годов.

После Эльёр Ишмуратов еще долго снимал свои картины. И снял больше 20 кинофильмов. И были у него великолепные фильмы в 70-е и 80-е годы: «Какие наши годы!», «Птицы наших надежд», «Прощай, зелень лета…» и другие. И стоит сказать это очень хорошие фильмы, и там играет такой же интернационал из советских актёров и звёзд, но там уже другое настроение, согласно духу других десятилетий. А настроение этих двух великих фильмов — уже не повторить никогда.

Хотя попыточка у Эльёра была. В 2004 году он снял фильм «Влюблённые-2». 35 лет спустя. Все актёры были живы. Вместо не пожелавшей сниматься Анастасии Вертинской, в роли немолодой Тани, снялась её сестра Марианна. Санджар, Рустам, Родин — все предстают перед нами в новых реалиях пост-советского времени. Но… это уже не то. Видно нельзя дважды войти в одну реку.

С нами навсегда остались очаровательные молодые, романтические и немного загадочные герои этих двух волшебных кинолент. Жизнь без жажды наживы, с совершенно утраченными уже идеалами братства и бескорыстной любви — она ушла. Да, эпоха 60-х прошла, но память наша не исчезла. 

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector