Здравствуйте, уважаемые читатели. Начать стоит с того, что былые времена торжества щедрости и безвозмездной помощи нашим соседям, давным-давно прошли.
Стоит отметить, что польские ребята «молодцы», научились делать деньги на нас, используя свою смекалку, а так же, очень выгодное территориальное положение.
Долгое время поляки покупали бензин у России по серому и наживались на этом.
Схема была примерно такая: Польские транспортные компании по несколько раз за день приезжали на российские заправки. Использовали для этого автомобили либо автобусы малой вместимости.
В общем, где бак побольше. Заправлялись бензином, возвращались к себе, сливали и получали прибыль. Всего за один день они совершали множество круговых рейсов.
На границе собирались целые очереди и в одну и в другую сторону. Да, были и частные лица, но с середины этого десятилетия крупные польские компании стали ставить этот метод на промышленные рельсы.
Таким образом, польские транспортные фирмы просто заключали договор с водителями на подходящих автомобилях для осуществления доставки топлива из России.
Как только топливо прибывало в Польшу, его заливали в цистерны и тут же продавали по «польским ценам». Сотни автомобилей перевозили топливо днем и ночью.
Математика очень простая. В России стоимость топлива составляет 56 руб/литр, в польском городе Бранево – почти 150 руб/литр.
Тысяче автомобилей удавалось ежемесячно приносить логистическим компаниям миллиарды польских злотых.
Затем эта схема начала распространяться и ей пользовались несколько компаний из Европы.
Наша страна тоже зависела от импорта товаров, поэтому схема работала и как бы всех все устраивало.
Что со схемой сейчас
Теперь же поляки могут въехать в Россию только один раз по специальной электронной визе. Чтобы ее оформить, нужно заплатить примерно 50 долларов.
Эта виза выдается всего на один въезд и выезд. Таким образом, чтобы сделать несколько рейсов, нужно посчитать, насколько это будет выгодно.
Объем бака небольшого автомобиля составляет 60-70 литров. Где-то больше, где-то меньше. Тут все зависит от комплектации.
Так, с учетом визовых расходов литр бензина в России по этой схеме стоит почти 90 рублей вместо 56 рублей, а прибыль значительно снижается из-за обязанности платить водителям и обслуживать транспортные средства.
Другими словами, рентабельность программы снизилась почти вдвое.
Теперь обратимся к цифрам. В прошлом году Поляки импортировали топлива и нефтепродуктов (из всех стран) примерно на 37,6 млрд. долл.
Иными словами, это крайне важный ресурс польского импорта. В то же время общий объем импорта из нашей страны составил около 17 млрд. долларов США, из которых 25% приходится на бензин и другие нефтепродукты.
Кроме этого, почти четверть объема топлива было ввезено в Польшу по вышеупомянутым схемам. Россия заняла четвертое место в импорте Польши по странам — 16,6 млрд. долл.
Говоря об отношениях со странами Балтии и Польшей, российское правительство должно понимать, что наиболее уязвимым местом для этих стран является как раз транспортный сектор. Ведь логистика всегда базируется на сотрудничестве с Россией.
Стоит отметить, что это лишь одна из принятых мер. Дальше, по мере эскалации напряженности между Польшей и странами Балтии мы будем наблюдать аналогичные ограничения в их поведении.