Какой была советская система образования?

Полюбившаяся многим читателям канала “Тропой самурая” ретроспектива из ваших воспоминаний о школе, об учёбе в советских ВУЗах. Сегодня я опубликую шесть рассказов – шесть воспоминаний. Конечно, все они отличаются и непохожи так как одно и тоже каждый человек видит по-разному. Но есть в них и нечто общее. Надеюсь, вы это заметите.

Оставляйте свои мысли и воспоминания в комментариях. Самые интересные будут опубликованы. У меня к вам большая просьба, я прекрасно понимаю, что ностальгические воспоминания окрашены в ауру романтики и лирики. Но постарайтесь быть в своих рассказах максимально объективными и не сильно приукрашивать прошлое.

Заранее, спасибо всем кто делится этими воспоминаниями у себя в “одноклассниках” и других сетях. К нам подключаются ваши школьные друзья и помогают своими комментариями создать более полную картину тех лет.

С уважением, Автор канала “Тропой самурая”

на спортивной площадке у МГУ

на спортивной площадке у МГУ

Olg Gud

“Учился в советской школе, техническом училище в промышленном райцентре с двумя вузами. Потом МГУ (гуманитарий), диссертация, преподавание в США.

Последняя область научных интересов сравнительное/компаративное образование. Все учителя, мастера в училище, тренеры в спортшколе были мастерами своего дела.

Образование, подчеркну, всестороннее на уровне, если не лучше топовых американских технических академий-школ. Школа, училище, спортшкола были вторым домом, наполненные знанием, душевной теплотой и настоящими друзьями. МГУ был храмом науки и школой жизни. Стройотряды, комсомол ….
Может мне повезло – это было в 1970-1980х годах”.

юра

“Моя мама во время войны отдала все сбережения, которые были заработаны трудом в мирное время, прилагала много усилий, чтобы я учился, а не был беспризорником, помогала школе, участвуя в работе родительского комитета.

Была строга со мной в вопросе воспитания. А сама много работала и на предприятиях и дополнительно в свободное время. Ее уважали, но время трудное и она рано ушла из жизни. И память и уважение к ней очень помогли в этой не простой жизни. Она до войны была очень красивой, общительной, было много подруг и они были веселые смешливые, красиво одевались. К сожалению семейные фотографии и реликвии не сохранились”

.

.

Алексей Романов

“Советская система образования – она не лучше и не хуже. Она просто ДРУГАЯ, чем западная.

Условно говоря, в СССР из школы в 10 классе выпускали дилетанта широкого профиля. Если человек хорошо учился, он знал много, но по чуть чуть. Поэтому для поступления в хороший ВУЗ зачастую требовался репетитор или обучение в спецшколе дневной или вечерней.

К тому же уровень обучения очень сильно зависел от учительского состава.

Про 60-е годы не буду говорить. Очень возможно, что тогда учителя были идейными и учили на совесть. Да и зарплата тогда у них на общем фоне была неплохой.

А вот про середину 70-х и дальше вполне могу сказать. Уже школы разделились на “слабые” и “сильные”. Я учился в сильной не по месту прописки. Пришлось сдавать экзамены, которые по уровню соответствовали второму классу. Подготовлен был мамой в объеме трех классов.

Товарищи, которые учились рядом с моим домом, по уровню намного нище моих одноклассников.

На западе готовят узкого спеца и развивают его обучение в тех дисциплинах, к которым человек имеет склонность. Из институтов выходят готовыми спецами, которым можно поручить серьезную работу,а не как в СССР “Забудьте всё, чему учили в институте, будем учить вас заново”.

Приятельница в Париже познакомилась с мальчиков 26 лет. Он полноценный врач-онколог. Летал на стажировку в Штаты. Получал полновесную зарплату.

А у нас в 26 лет врачи были еще начинающими (если вообще ординатуру успевали пройти) и за ними еще вовсю присматривали.

В СССР человек первые пять лет после института считался “молодым специалистом” с соответствующими минимальными полномочиями и задачами. Только очень талантливым поручали серьезные вещи”

.

.

юра

“Моя учеба началась в 1943 году и учебный процесс закончился в 1969. Всю образовательную лестницу прошел от А до Я. Образовательной системой был доволен, и проблем у меня с ней не было. Преподаватели были хорошие, профессиональные. И даже с некоторыми из них у меня были дружеские отношения. Хочется отметить в образовательном процессе в СССР систему Трудовых Резервов”

Петр Зверев

“Мне 83 и я то же отлично помню сколько брехни вколачивали в наши головы в советской школе. Ничего плохого не могу сказать о точных науках (физика, математика, химия), а вот в литературе, истории, отчасти биологии этого добра хватало хватало …

Мы изучали Серафимовича с его “Железным потоком” или Бубенова с его “Белой березой”. Нас насиловали изучать ленинскую статью “Толстой как зеркало русской революции”, но уж простите ни хрена не знали кто такой Булгаков и его творчество и Бунин. Под полузапретом были и Блок и Есенин, а уж о поэтах серебряного века что и говорить? Знали, конечно, что есть такой писатель по фамилии Достоевский, но не одного из его произведений не проходили.

А история ? Нам долдонили, что все все цари в России кровавые с ног до головы, может быть за исключением Петра.

А биология ? Для нас – школьников абсолютными приоритетами выставлялись Мичурин и Лысенко, а о генетике только что-то типа литературного мата”

.

.

Сергей М.

“Учился в деревенской школе. До 1980 была старая, одноэтажная, но со своей котельной, так что холодно не было. Обедать ходили через дорогу, в колхозную столовую, кормили там от пуза и вкусно. Единственный минус – не было спортзала. Но по большому счету это мелочь. С 1980 перешли в новую, там всё было своё. Многие пишут про спаренные классы. Да, в деревенских школах это практиковалось, 1- 3 классы учились вместе.

Но, лично я считаю, что в этом есть определённые плюсы. К третьему классу его программу наизусть знаешь. Просто у всех было по разному. Но кто хотел – тот учился.

В моем классе (18 человек) ниже среднетехнического нет ни у кого. Одна из одноклассниц- директор нашей школы, ещё четверо- учителя там же. Советская школа учила не просто читать, писать и считать. Она учила мыслить и анализировать. В этом её главное достоинство. Но это-сугубо личное мнение. И ничего плохого в пионерии и комсомоле не было. Наоборот, это как-то дисциплинировало внутренне. Ведь то, что прощалось рядовому школьнику, пионеру, а тем более комсомольцу нет. Такой разбор полётов могли устроить, со стыда сгоришь и следующий раз подумаешь, прежде чем сделать что-то. А если ещё и батю в школу… Но, повторюсь, что тогда, что сейчас – всё зависит от учителя и ученика. Как, впрочем, и в жизни. Есть желание и трудолюбие – будет и результат.

P. S. По поводу качества. Мои дети учились уже в городской. Так вот, они даже рассчитать могли, когда их спросить должны, чего в деревенской школе сделать, из-за небольших классов, было не реально. Спрашивали практически на каждом уроке, поэтому приходилось учить. И родители на школу, как сейчас, всё не перекладывали. Другое дело что каждому по разному даётся. Но это совсем другая история”

.

.

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: