Какие фильмы запретили в СССР?

Эти картины лежали на полках годами – цензоры забраковали их за политические ошибки.

«Цензура всё-таки нужна…»

Ещё в 1922 году В. И. Ленин говорил о цензуре в кино: «Конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». Очень скоро цензура окутала все сферы искусства — она поселилась в Госиздате, Наркомпросе, ГПУ, Главлите и других структурах.

К примеру, Сталину не понравился образ царя во второй серии картины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1945) — бесхребетный правитель и злые опричники не вписывались в сталинское видение истории. Вождь считал Грозного человеком «с сильной волей и характером».

«Иван Грозный» С. Эйзенштейна, 1-я часть. Источник: histrf.ru

«Иван Грозный» С. Эйзенштейна, 1-я часть. Источник: histrf.ru

«Закон жизни» (1940)

Картину Александра Столпера и Бориса Иванова сняли с проката спустя пару дней после премьеры — как только газета «Правда» обрушилась на фильм с критической рецензией. Герой «Закона жизни», секретарь обкома комсомола Огнерубов, на вечеринке выпускников мединститута ведёт себя совершенно не так, как подобает лидеру ленинской молодёжи: пьёт и других «подбивает на пьянку и разложение», ратует за свободные сексуальные отношения, да ещё и ухлёстывает за девушкой, в которую влюбился товарищ.

Автор сценария Александр Авдеенко поплатился за свою ошибку — лишился квартиры и членства в Союзе писателей и партии. «Закон жизни» появился на телевидении только после распада СССР.

«Закон жизни». Источник: directingfilm.net

«Закон жизни». Источник: directingfilm.net

«Урок литературы» (1968)

Режиссёр Алексей Коренев (постановщик «Большой перемены») перенёс на экран рассказ Виктории Токаревой «День без вранья»; она же выступила сценаристом, помогал ей Георгий Данелия. Главный герой — учитель литературы — понял, что недоволен своей жизнью, и решил не врать. В результате от него уходит невеста, да и с коллегами не заладилось.

Георгий Данелия считал, что фильм не выпустили на экраны потому, что цензорам не пришлась по душе тема вранья. Коренев предложил заменить название картины (не «День без вранья», а «Урок литературы»), но это не смягчило цензоров.

«Урок литературы» показали по ТВ после распада СССР. Зрители хорошо приняли этот добрый и лёгкий фильм.

Герои «Урока литературы». Источник: film.ru

Герои «Урока литературы». Источник: film.ru

«Комиссар» (1967)

Ленту 1967 года не показывали в кинотеатрах 20 лет, и столько же не позволяли работать её режиссеру, который с этим фильмом дебютировал в полнометражном игровом кино. Александр Аскольдов взялся за тему Гражданской войны, но не выдержал испытание идеологией. Революцию он изобразил не исполненным героического пафоса событием, а злом, источником войны и горя. Конечно, в год 50-летия «Великого Октября» такой фильм Госкино показать советскому народу не могло, да, впрочем, и в любой другой год тоже.

Через два года Аскольдова, который пытался «пробить» свой фильм на экран и ходил по разным бюрократам, уволили как «профессионально непригодного» и исключили из КПСС. Госкино решило уничтожить плёнку, но режиссёр Александр Герасимов тайно сохранил единственную копию. В 1987 г. «Комиссара» посмотрело 3,5 млн человек.

Герои «Комиссара». Источник: kinopoisk.ru

Герои «Комиссара». Источник: kinopoisk.ru

«Интервенция» (1968)

Экранизация пьесы Льва Славина «Интервенция» — об Одессе в годы Гражданской войны, занятой интервентами. Фильм-трагикомедия режиссёра Геннадия Полока, в котором одну из ролей сыграл Владимир Высоцкий, показал красных (как и всех остальных, впрочем) смешными и как-то… без уважения. Не то чтобы в ленте звучали политические неправильные идеи или его посыл был антисоветским — просто сам жанр фильма сочли несоответствующим теме Гражданской войны.

Обращение авторов «Интервенции» к Л. И. Брежневу по поводу решения цензоров осталось без ответа. Этот фильм — первую в СССР буффонаду — Госкино уничтожило бы, если бы актёры и режиссёр не спрятали плёнку по частям. «Интервенцию» советский зритель увидел только в 1987 году.

«Интервенция». Источник: imdb.com

«Интервенция». Источник: imdb.com

«Агония» (1975)

Фильм Элема Климова, снятый в 1974—1975 гг., пролежал «на полке» до 1985-го. Сюжет — 1916 год, Распутин, Николай II и его личная драма, — уже подозрителен для советского цензора.

В итоге получилось не то, чего от Климова ждали — фильм о глубоком кризисе России в революционное время, с ощущением трагедии происходящего и всеобщего безумия, с царём, любящим свою страну, но неспособным вырваться из исторической ловушки, в которой он оказался. Образ Николая II получился заслуживающим сочувствия. На его фоне Распутин — олицетворение мятежного «народа» — выглядит совершенно непривлекательно: грязный, потный, неуравновешенный…

«Агония». Источник: coolconnections.ru

«Агония». Источник: coolconnections.ru

Цензоры поняли, что перед ними — не прославление революции, а картина об исторической катастрофе, печальной развязкой которой стал переворот 25 октября 1917 года.

В 1985 г. «Агонию» посмотрело более 18 млн человек.

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: