Как относятся друг к другу евреи-сефарды и евреи-мизрахи?

Сефарды – это бывшие испанские евреи, которые в период средневековья создали процветающую общину на территории Пиренейского полуострова. У них тогда было немало достижений в финансовом, научном и культурном плане.

Грузинская еврейка (михрахи) Тамара Гвердцители и сефардка Ева Грин

Грузинская еврейка (михрахи) Тамара Гвердцители и сефардка Ева Грин

Мизрахи никогда не были едиными, но объединяются в одну группу по территориальному и культурному признаку. Это евреи из восточных стран – Ирака, Ирана, Йемена, Китая, Индии, Кавказа и Средней Азии.

В Израиле между этими людьми нередко ставится знак равенства, поскольку они относятся к одной и той же деноминации иудаизма. Также они близки друг другу в плане менталитета и социальном смысле из-за того, что жили, преимущественно, среди мусульман. Сефарды и мизрахи нередко смотрят свысока на европейских евреев ашкеназов за то, что те неверующие светские люди и находятся под сильным влиянием запада.

А как же они относятся к друг другу?

Когда беглецы из Испании и Португалии перебрались в обширные владения Османской империи, они стали жить бок о бок с восточными евреями и никоим образом не считали их отдельной общиной.

Поэтому в настоящее время разделение на сефардов и мизрахов имеет смысл только в географическом контексте – чтобы показать людей, которые более-менее являются потомками испанских изгнанников и отличить их от тех, что приехали из других стран. Но во всем остальном – это практически одно и то же.

Йеменские евреи

Йеменские евреи

Помимо перечисленных культурных особенностей, у сефардов и мизрахов есть другой объединяющий их момент. Они приехали в Израиль практически в одно и то же время. В этой стране, как и в любой другой точке суши, есть определенная социальная иерархия и сложные отношения между различными общинами. Но связаны они не с тем, из какой вы приехали страны, а в какое именно время репатриировались ваши предки.

Иными словами, Израиль создали ашкеназы из стран запада и центрально-европейских государств. Как основатели, они сумели занять тут ведущее политическое и экономическое положение. Мизрахи и сефарды репатриировались в 1950-е годы и как новые переселенцы, были вынуждены занять более низкое место в социальной пирамиде. Это судьба любых эмигрантских стран: в Америке долгое время главными считались англосаксонские протестанты, ниже которых были немцы, ниже немцев – итальянцы, ниже итальянцев – ирландцы, ниже ирландцев – поляки и так далее.

Ансамбль горских евреев из Азербайджана

Ансамбль горских евреев из Азербайджана

В Израиле было то же самое, и общая судьба мизрахов и сефардов в 1950-1990-е годы сильно их друг с другом сблизила. Многие из них заключали друг с другом браки, имели общие политические убеждения и так далее. Поскольку в это время началась большая советская алия, оказалось, что эти люди имеют довольно высокое положение в израильском обществе. Они ведь приехали в страну на пару десятилетий раньше.

К тому же, восточные евреи сумели выровнять свое экономическое положение. Из их среды вышли свои миллиардеры, политики, врачи, юристы, ученые и так далее. Ну и вообще, спустя полстолетия существования еврейского государства у его граждан наконец-то получилось создать единую израильскую культуру. Диаспорные отличия ушли в прошлое, и современные евреи предпочитают называть себя просто израильтянами. У многих из них есть родственники в каждой из крупнейших географических общин.

Главный раввин от сефардов

Главный раввин от сефардов

Тем не менее, нельзя сказать, что старое разделение ушло в историю насовсем. Сефарды и мизрахи едины в духовном плане и имеют общего главного раввина. Они по-прежнему являются сторонниками консервативных религиозных партий, которые делают все, чтобы сохранить их отличия для сохранения электората.

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: