Как оплачивали проезд в метро с открытия в мае 1935 до наших дней

Правда ли, что турникеты появились в Московском метро только спустя пару десятилетий после открытия? Как оплачивали проезд в 1935 году, и почему талоны имели разный цвет? Каким образом подделывали пластиковые жетоны в 1990-х?

А также – действительно ли стоимость проезда в Советском Союзе не менялась на протяжении 30 лет? И когда начали появляться первые современные билеты? Об этом и не только расскажу сегодня.

Вам красный или жёлтый?

Сегодня в Московском метро оплатить проезд можно любыми способами: привычными билетами, картой “Тройка”, банковской, аксессуарами в виде брелоков и колец. А на некоторых станциях уже начали вводить технологию, которая позволяет использовать вместо проездного собственное лицо.

Но не всегда процесс был столь технологичным. В этой статье я предлагаю совершить небольшое путешествие в прошлое и посмотреть, как оплачивали проезд в столичном метрополитене, начиная с 1935 года.

Вход на платформу станции "Лубянка". Никаких турникетов у эскалаторов нет, 1935. Фото с сайта www.pastvu.com.
То же самое на станции "Красносельская". Сейчас справа от колонны находятся турникеты, 1935. С сайта www.pastvu.vom.

Вход на платформу станции “Лубянка”. Никаких турникетов у эскалаторов нет, 1935. Фото с сайта www.pastvu.com.

Для пассажиров чудо инженерной мысли (тогда станции под землёй воспринимались именно так) открылось 15 мая 1935 года. Турникетов на тот момент не существовало. Перед входом на платформу стояли контролёры, которые следили, чтобы все имели билеты. Разовая поездка до августа 1935 года стоила 50 копеек. Пассажиру за эти деньги выдавали в кассе картонный (позже бумажный) талон.

Он действовал 35 минут (время указывалось на талоне вручную) и был в двух цветовых гаммах. В зависимости от направления движения. Если бы вы поехали в сторону “Сокольников”, то вам полагался красный билет. Тем, кто отправлялся на “Парк культуры”, – жёлтый.

Как видите, в музее Московского метро есть ещё один цвет билетов (синий, возможно?). В литературе я про это не встречал, но есть предположение, что он для тех, кто ехал до "Смоленской". В 1935 открылась не только линия "Сокольники" - "Парк культуры", о и ответвление до "Смоленской" (Филёвской линии). Фото отсюда: https://antonio-j.livejournal.com

Как видите, в музее Московского метро есть ещё один цвет билетов (синий, возможно?). В литературе я про это не встречал, но есть предположение, что он для тех, кто ехал до “Смоленской”. В 1935 открылась не только линия “Сокольники” – “Парк культуры”, о и ответвление до “Смоленской” (Филёвской линии). Фото отсюда: https://antonio-j.livejournal.com

Интересно, что стоимость проезда на протяжении 1935 года всё время снижалась и достигла 30 копеек к октябрю. Всё-таки 50 копеек было дороговато по тем временам. Зато после изменения цены пассажиропоток сразу возрос.

Помимо простых билетов, продавались именные абонементы для обладателей каких-нибудь льгот. Они стоили на 5 копеек дешевле, чем обычные проездные. Проверяли билеты не только на входе, но и в самих вагонах. Сначала контролёры компостировали бумажку, оставляя на ней маленькую круглую дырку. Позже появились отрывные талоны.

Без турникетов

В годы Великой Отечественной войны проезд в метро подорожал до 40 копеек. Кроме того, москвичи старались покупать билеты сразу и туда, и обратно. Это позволяло экономить время и количество персонала метро. Талоны по-прежнему были бумажными. Но руководство метрополитена стремилось вводить новые технологии оплаты проезда. В июле 1942 года в вестибюле станции “Комсомольская” современной Сокольнической линии появился экспериментальный автомат. Он принимал монеты достоинством 10 и 15 копеек, а взамен выдавал пассажиру билет.

Бумажный билет на одну поездку в Московском метро 1943 года. С сайта www.metro.ru.

Бумажный билет на одну поездку в Московском метро 1943 года. С сайта www.metro.ru.

Через год уже на “Лубянке” (жду в комментариях возмущений “она же тогда была Дзержинской!”) установили другой автомат. В него уже можно было бросить 20-копеечную монету. Помимо разовых проездных, в продаже имелись абонементные книжки.

Они предполагали многоразовые путешествия по метро и стоили от 2 до 8 рублей. В зависимости от количества поездок: на месяц, квартал и даже полгода. Первоначально на абонементах была фотография владельца.

Такие билеты использовались в Московском метро до 1961 года. Пока не появились жетоны (5 копеек). Фото отсюда: https://www.mos.ru

Такие билеты использовались в Московском метро до 1961 года. Пока не появились жетоны (5 копеек). Фото отсюда: https://www.mos.ru

В 1948 году стоимость обыкновенного билета снова подросла – до 50 копеек. Вместе с тем, технология оплаты проезда перестала успевать за постоянно увеличивающимся потоком пассажиров. Контролёры слишком замедляли быстрый ритм столичного метро.

Людей решили заменить машинами – турникетами. Первый установили на станции “Красные ворота” в 1952 году. Однако случай был единичным. Да и новинка совсем не ускоряла процесс прохода на станцию.

Жетоны, которые все помнят

Помимо того, что не было турникетов, существовала и другая проблема – бумажные билеты. Поэтому в руководстве Московского метро решили избавиться сразу от двух неудобств и объявили в 1957 году конкурс на создание турникетов, которые бы работали по принципу свободного прохода. Это значит, что механизм преграждает путь пассажиру только в том случае, если не оплачен проезд.

Законопослушным гражданам обеспечивался быстрый и беспрепятственный проход. В конкурсе участвовал 31 проект. Первый опытный образец установили снова на станции “Красные ворота” в августе 1959 года.

Первые турникеты свободного прохода на станции "Красные ворота", 1959. С сайта www.pastvu.com.
Турникеты на станции "Пионерская" Филёвской линии, 1968. Фото: Главархив Москвы.

Первые турникеты свободного прохода на станции “Красные ворота”, 1959. С сайта www.pastvu.com.

В сентябре на “Рижской” стал работать другой тип турникета – с поворотной крестовиной (как в московском наземном транспорте в 2000-х). Но, видимо, это было не так быстро и удобно.

Поэтому распространения они не получили. К 1961 году все станции обзавелись турникетами, поэтому настало время разобраться с бумажными билетами. Вместо них появились жетоны. Хотя называть их так не совсем корректно. По факту это были монеты достоинством в 5 копеек. В 1961 была денежная реформа, поэтому цена стала такой.

Турникеты в вестибюле станции "Комсомольская" Кольцевой линии, 1961-1962. С сайта www.pastvu.com.
Турникеты на станции "Сухаревская", 1974-1977. С сайта www.pastvu.com.
Турникеты на станции "Спортивная", 1980-1990. С сайта www.pastvu.com.

Турникеты в вестибюле станции “Комсомольская” Кольцевой линии, 1961-1962. С сайта www.pastvu.com.

Если у пассажиров имелись более крупные монеты, то их можно было разменять в специальных автоматах. Они принимали 10,15 и 20 копеек. Но если ваши монеты являлись юбилейными или же деформированными, то машина их уже не распознавала.

Такая система оплаты проезда сохранялась практически вплоть до распада #ссср в 1991 году. Монета в 5 копеек имела большое распространение, поэтому процесс был простым и удобным.

На заднем плане можно увидеть автоматы по размену монет на 5 копеек, 1968. Фото: Главархив Москвы.
Монета 5 копеек, которой оплачивали проезд в Московском метро с 1961 по 1991 годы. Фото отсюда: https://coinza.ru

На заднем плане можно увидеть автоматы по размену монет на 5 копеек, 1968. Фото: Главархив Москвы.

Бум новых технологий

В апреле 1991 года стоимость проезда поднялась до 15 копеек. Некоторые турникеты принимали три монеты по 5 копеек. Чтобы пассажиры могли отличить их, краской наносили надпись “15” или “5+5+5”.

На тех, в которые бросали несколько монет, также появились светодиодные лампочки. После первого “пятака” загоралась одна, потом вторая. А, когда сумма набиралась полностью, то лампочки гасли, и включался зелёный свет для прохода. Всё это продлилось до марта 1992 года.

Металлические и пластиковые жетоны образца 1990-х годов. Фото отсюда: https://antonio-j.livejournal.com

Металлические и пластиковые жетоны образца 1990-х годов. Фото отсюда: https://antonio-j.livejournal.com

Тогда появились специальные жетоны. Сначала они были металлическими, а в ноябре внедрили пластиковые. Последние активно подделывали. В музее Московского метро рассказывают историю, что делали пластиковые жетоны на пуговичной фабрике и везли в столицу в огромных количествах. Окончательно история жетонов в Московском метро завершилась в феврале 1999 года. Тогда их полностью отменили.

Первый билет с магнитной полосой в Московском метро, 1993. С сайта www.metro.ru.
Билет на одну поездку образца 1999 года. Фото с сайта www.pikabu.ru.
Дальнейшая эволюция проездных билетов Московского метро разных видов, вплоть до карты "Тройка". Фото отсюда: https://www.mos.ru

Первый билет с магнитной полосой в Московском метро, 1993. С сайта www.metro.ru.

В 1993 начались эксперименты с карточками, на которых была магнитная полоса. Тогда на станции “Проспект Мира” появились два специальных турникета, которые принимали новые талоны. С годами этот вид билетов стал основным.

Их внешний вид, а также количество поездок всё время менялись. То же самое происходило и со стоимостью проезда. Новый прейскурант появлялся 4-5 раз в год. Всё более-менее успокоилось в 1999. С этого момента цена билета увеличивалась всего лишь в начале каждого следующего года. Кстати, стоимость одной поездки в 1999 составляла 4 рубля.

С годами стало удобнее

В 2000-х на смену билетам с магнитной полосой пришли электронные карты. Их уже не нужно было засовывать определённой стороной в специальный приёмник и ждать, пока турникет под звук, похожий на чековую машинку, выплюнет билет обратно. Требовалось просто прислонить к жёлтому кругу. Менялись и сами турникеты.

Старые металлические, которые устраивали концерт (как же забыть Полонез Огинского?) каждый раз, когда кто-то хотел проскочить без билета, постепенно убирали. Вместо них устанавливали конструкции с открывающимися створками.

Это хорошо, потому что я всегда боялся, что старый турникет меня зажмёт. Однажды так и получилось. Билет не сработал или ещё что-то. Болезненный опыт. Наверное, такая история случалась практически с каждым. Хотя бы раз в жизни.

Турникеты на выход в вестибюле станции "Парк культуры" Кольцевой линии, 1996. С сайта www.pastvu.com.
Усовершенствованный вариант турникетов модели АКП-73м. Фото из Википедии.
Один из вариантов новых турникетов в Московском метро. Фото отсюда: https://stroi.mos.ru

Турникеты на выход в вестибюле станции “Парк культуры” Кольцевой линии, 1996. С сайта www.pastvu.com.

В 2013 году появилась карта “Тройка”. Это единый билет на все виды общественного транспорта Москвы. С неё списываются деньги за каждую поездку. Причём цена по “Тройке” ниже, чем у одноразового билета.

Сейчас она составляет 42 рубля. Для сравнения, без карты вам придётся заплатить уже 60 рублей. Купить проездные теперь можно не только в кассах, но и в автоматах. Вообще сейчас какое-то бесчисленное количество разных тарифов на любой вкус. А карты “Тройка” постоянно выпускают в новых дизайнах и формах (брелок, кольцо, о которых упоминал в начале).

Карта "Тройка" с двух сторон. Фото отсюда: https://troika-metro.ru
Оплата кольцом - это слишком необычно, как по мне. Ассоциации с кольцом всевластия не покидают:) Фото отсюда: https://youla.ru

Карта “Тройка” с двух сторон. Фото отсюда: https://troika-metro.ru

В будущем столичные власти хотят обновить турникеты. Система распознавания проездного билета станет шустрее. А значит скорость прохода пассажиров увеличится. Я был во многих странах Европы, где ездил на метро. Москва , на мой взгляд, сделала понятную и быструю систему покупки билета. Заплатить можно с чего угодно, а стоимость не зависит от дальности поездки.

Старые автоматы по продаже билетов. Фото отсюда: https://metrofanat.ru
Новые автоматы на станции "Пушкинская", 2018. Фото из твиттера https://twitter.com/NeSobyanin

Старые автоматы по продаже билетов. Фото отсюда: https://metrofanat.ru

На сегодня это всё!

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: