«Гонщики» — самый реалистичный фильм про автосоревнования в СССР.

В СССР можно было быть инженером, рабочим или колхозником, а вот быть профессиональным спортсменом, а тем более автогонщиком было невозможно. Поэтому хоккеисты, гимнасты и гонщики, как правило имели законное рабочее место, а непосредственно спортом, читай своими прямыми обязанностями они занимались вроде как в свободное от работы время.

Все прекрасно понимали и знали, что это не так. енотовидно профессиональным спортом могли заниматься лишь люди на «загнивающем западе». Строители социализма должны были вносить свой вклад в эту казавшуюся вечной стройку.

Тем удивительней, что снятая в 1972 году на Ленфильме лента «Гонщики» сразу стала особняком от аналогичных западных и советских фильмов. Дело в том, что обычно в то время все фильмы с использованием автомобилей снимались по технологии рирпроекции. Когда герои разговаривают в салоне автомобиля, мы понимаем, что он никуда не едут, а в окнах мелькают отснятые заранее пейзажи.

Из-за невысокого бюджета использовать платформу на которую устанавливали кузов без колес и возили по дороге режиссер и команда тоже не могли. Вот почему в этой же, совсем небольшой по длительности картине все диалоги записаны на движущихся в реальном времени автомобилях.

Все трюки исполнены настоящими пилотами, не даром в самом начале, в титрах идет длинный список гонщиков известных не только в СССР, но и за ее пределами. Да и в самой картине, мы можем видеть реальных пилотов того времени.

Можно увидеть и убранство самих машин. Это довольно слабенький каркас безопасности, подголовники и шлемы с радиосвязью: пилот-штурман. Из дополнительных приборов лишь штурманское оборудования, причем не самое продвинутое на тот период.

Да к обычным фарам головного света добавлена дополнительная «люстра». Что касается моторов, то их явно делали сами герои картины. Как и в реальной жизни того времени. А вот коробки у машин стандартные. Правда амортизаторы, об этом говорит сам руководитель команды завода АЗЛК Вартан Вартанович(Армен Джигарханян) усиленные. В остальном это самые обыкновенные модели Москвич 412.

Сюжет картины прост. Опытный пилот заводской команды Иван Михайлович Кукушкин(Евгений Леонов) многократный участник множества ралли. Ведь первые кадры картины показывают нам Швейцарию, где Кукушкин и его молодой штурман Николай Николаевич Сергачев(Олег Янковский) заправляют свой «боевой» Москвич. Тут же мы видим публикации в западной прессе повествующие о победителях соревнований.

Когда герои попадают в Альпы, то пытаясь избежать столкновения с VW Kafer они улетают в пропасть. Тут интересен один момент, требования международной федерации были довольно жесткими и ездить не пристегнутыми четырехточечтными ремнями гонщики не могли. Тем не менее водитель Иван Кукушкин, по словам Николая Сергачева вылетает через лобовое стекло.

Позднее подлечившись в Швейцарии он приезжают домой, в Москву. И во время тренировок штурман Сергачев заявляет руководителю команды, что Кукушкин староват для этого и выигрывать больше не сможет. И просит Вартан Вартановича дать ему свою машину. Тот соглашается. Казалось бы пилотам нужно постоянно тренироваться, доводить автомобиль до ума.

Но нет, уже следующие кадры фильма переносят нас на конвейер завода АЗЛК. Кстати, обратите внимание, машина идущая по нитке конвейера обрабатывается «наживут» болгаркой. Так вот мы видим, что Сергачев трудится на родном заводе приемщиком, а вот Кукушкин обыкновенный рабочий. Ну да, мы же помним, что в СССР не было профессиональных спортсменов.

Большая часть картины посвящена непосредственно гонкам, а именно ралли Синий перевал. Где машины стартуют из Москвы и постепенно движутся к Военно-грузинской дороге. Про качество асфальта и вообще трасс просто промолчу, все сами увидите.

Аварии, технические проблемы конечно преследуют многих. Так Иван Кукушкин вместе с новым штурманом умудряется заменить коробку передач на своем Москвиче за 20 минут. Просто поставив автомобиль набок. Это правда, помню мне рассказывали вазовские пилоты, что из-за отсутствия техничек, они приехав на ралли «1000 озер» в Финляндию проделами аналогичную работу со своей машиной, причем прямо около гостиницы.

Когда же приехала полиция, вызванная местными жителями, то автомобиль стоял на своих колесах, а вокруг не было ни грамма масла. Но не суть. Вернемся к фильму. Соперничество опыта и молодого задора продолжается. Герои движутся ноздря в ноздрю, причем Кукушкин и его семья опекают Сергачева.

Но, момент истины наступает на перевале. Когда у молодого выходит из строя не только коробка, но и тормозная система. И он чуть не сваливается в пропасть. Кукушкин отдает свою коробку своему ученику и продолжает путь к финишу, а Сергачев скорее всего принимается за работу. Но этого мы не видим, поскольку финальные титры повествуют о том, что финиш через 1,700 километров.

Интересная деталь, Олег Янковский на момент съемок машины водить не умел, да и собственно прав у него не было. Так вот учили его управлять автомобилем настоящие профессионалы своего дела, а именно гонщики приглашенные для съемок.

Есть в фильме и эксклюзивный автомобиль. На нем передвигается семья Ивана Кукушкина. Открытый грузовичок без дверей, в случае непогоды борта и проемы укрывались брезентом. Так вот эта небольшая машинка родом из Грузии.

Называлась она «Турист» и построил ее энтузиаст из Тбилиси. В качестве силового агрегата он использовал двигатель от мотоцикла Урал, создатель расположил его под полом в задней части авто. Задняя подвеска от запорожца, а передняя от мотоколяски СЗА. Весил он 580 килограммов, а максимальная скорость равнялась 80 км/ч.

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector