Главный смысл фильма «Подкидыш»

Я вспомнила о фильме «Подкидыш» (1939) в связи с одной статьёй об …Америке. Но об этом чуть позже. Напомню сюжет, созданный двумя талантливыми женщинами – поэтессой Агнией Барто и актрисой Риной Зелёной, сыгравшей тут эпизодическую, но запоминающуюся роль домработницы Ариши.

Маленькую Наташу поручили заботам старшего брата Юры, а он, как это принято у циничных подростков, припугнул девчонку и стал заниматься своими делами – пригласил товарищей и устроил обсуждение важных пионерских дел. Никто не заметил, что Наташа выскользнула из дома и пошла гулять по Москве.

Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

На протяжении своего путешествия она попадала из одних добрых рук – в другие, причём все люди, в том числе представители органов правопорядка, стремились помочь ребёнку и не по долгу службы, а потому что …это норма бытия. Это — социальный инстинкт советской жизни.

Мало что понимающей о превратностях бытия, дошкольнице попадались самые разные персонажи – бездетный геолог, его соседка – врач, военные, футболисты, вздорная Ляля с безвольным дядей-Мулей (где-то читала, что Муля – это Эммануил или Самуил, а пара показана, как типично-еврейская, где могучая жена главенствует над податливым супругом).

Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

Главная мысль – никто и помыслить не может, что Наташу могут украсть или нанести ей иной ущерб. А вот теперь об Америке. Статья была о громких процессах 1920-1930-х, связанных с похищением детей – это было одним из самых «популярных» методов преступного обогащения. Малышей воровали и потом требовали выкуп.

Газеты пестрели пугающими заголовками: очередная Мэри или Джейн не вернулась из школы, а через пару дней обезумевшие родители получили весточку с требованиями. Вернёмся в нашу Москву эпохи Сталина. Упитанная и хорошо одетая Наташа — дочь весьма крутой мамы – красивая и полноватая Ольга Жизнева сыграла даму на пять с плюсом.

Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

К тому же, в этой семье имеется домработница Ариша. И никому бы не пришло в голову… В СССР тоже писали об американском киднеппинге, как о «расхожем бизнесе» в мире чистогана, и потому фильм о подкидыше – это напоминание гражданам, что в нашем обществе ребёнок не может быть в опасности. Вообще!

И само название – ироническое. Потому что Наташа – не подкидыш, а – всем желанный ребёнок. Её тут же хотят усыновить и оставить, накормить, отвезти на дачу. За неё буквально борются. Фоновые детали кинокартины – тоже чудесны. Это – парадно-шикарная Москва – улица Горького, библиотека имени Ленина, Чистые пруды, Белорусский вокзал, ВСХВ.

Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

Иногда кажется, что сюжет здесь не самое главное, а генеральный смысл – явить стольный град великой державы. Кстати, интересно, куда едут на дачу Ляля и Муля с Белорусского – Перхушково, Жаворонки, Голицыно? Я перечисляю дачные места, но, может, кто-то знает и другие. В общем, это фильм о хорошей и правильной жизни на фоне таких же идеальных фасадов.

В реале всё было сложнее – Москва, если отъехать чуть от магистральных линий, новостроек и объектов культурного наследия, поражала обшарпанностью (как и все города тогдашнего мира), но вот наш ребёнок действительно был под защитой – государства, общества, просто людей.

Zina KorZina (c)

Источник

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector