«Дурочка Аленушка», или история картины Васнецова

Известные на весь мир картины заслуживают того, чтобы люди узнали об истории их создания. В частности, интерес представляет полотно Васнецова «Аленушка». Найти шедевр живописи можно в московской Третьяковской галерее. А репродукции картины разлетелись по всему свету и, конечно, доступны для изучения в Интернете.

За работу Виктор Михайлович принялся летом 1881 года. В то время он находился в Ахтырке. Село располагалось близ имения Абрамцево, где со своей семьей проживал Савва Мамонтов. Многие исследователи усматривают внешнее сходство между Аленушкой и Верой Мамонтовой — младшей дочерью мецената. Это та же самая девушка, что позировала Серову для еще одной легендарной картины «Девочка с персиками».

Однако, большинство исследователей живописи считают, что сходство, пусть и присутствует, но не является портретным. Да и сам Васнецов некогда признавался, что прообразом для героини, застрявшей на века между сказкой и реальностью, стала крестьянка, которую однажды он увидел в Ахтырке. Его поразила печаль, которую он заметил в глазах незнакомки. А русский дух, которым был проникнут ее образ, оставил след в сердце художника, подтолкнув воображение.

И правда, Аленушка на полотне это точно не дочь богатого промышленника. Это простая девочка, в глазах которой плещется неизбывная печаль. Выцветший наряд, растрепанные волосы, загрубевшая кожа на руках и ногах — все это не позволяет ассоциировать с Верой Мамонтовой девушку с картины, даже если той и достались некоторые черты Музы Серова. Настроение, которое присуще героине полотна, подчеркнуто природой. Васнецов передал натуру в мелочах. Он не забыл ни о чем — ни о темной глади пруда, ни об осенних деревьях, ни об опавшей листве, ни о серых тучах над головой.

Эксперты утверждают, что это одна из первых русских картин, на которой художник так точно передал внутреннее состояния своего персонажа через опосредованные детали. Они также сходятся во мнении, что картине Васнецова присущ лиризм, выходящий за пределы фольклора. Вероятно, им «Аленушка» обязана досугом своего создателя. Работу над картиной живописец завершал зимой. Он рисовал днем, а по вечерам посещал музыкальные вечера, которые в своем доме устраивали Третьяковы. Именно они и настраивали его на лирический лад.

Виктор Михайлович не просто сделал иллюстрацию к любимой сказке. Он пожелал написать героиню так, чтобы она стала близкой, понятной, родной для каждого, кто на нее смотрит, и, надо признать, сумел воплотить в жизнь свое желание. Этому поспособствовал и выбор модели, и способ подачи сюжета и, конечно, реальные пейзажи леса и пруда, которые привлекли мастера в Ахтырке. О том, что это именно они, свидетельствуют подписи на трех сохранившихся набросках.

Но, наверное, самым любопытным и неожиданным фактом о картине является то, что первоначально она имела другое название. Это была не просто «Аленушка», а «Дурочка Аленушка». Впрочем, художник не собирался вкладывать в титл тот подтекст, который видим мы сегодня. Уже спустя годы после его жизни слова «дурочка», «дура», «дурак» обрели оскорбительный смысл. В те же далекие годы так называли юродивых, которых уважали, и сирот. Аленушка из сказки была сиротой, которая заботилась о своем брате. От этого одиночества и грусть в глазах красавицы, и настроение вопиюще осеннее на полотне.

Спасибо, что читаете блог, подписываетесь, ставите лайки и делитесь с друзьями.

Желаю читателям удачи во всех начинаниях!

Источник

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector