Честный советский фильм, рассердивший чиновников

Мелодраму «Мама вышла замуж» (1969) зрители оценили за правдивость, сквозившую в каждом кадре, и искренность. Но именно из-за этого фильм едва пробился в прокат, что стало для режиссёра Виталия Мельникова настоящей трагедией. Для него это был всего лишь второй крупный проект, и, конечно же, ему хотелось закрепить успех, свалившийся на него после дебютной работы «Начальник Чукотки» (1966).

Сценарий «Мама вышла замуж» написал Юрий Клепиков. В кинематографической среде его уже знали: он создал сценарии для опальной «Аси Клячиной» и спорного «Седьмого спутника». Истории Клепикова ценили за точно прописанные диалоги, идеально продуманных персонажей. За сценарий ухватился молодой режиссёр Сергей Соловьёв, но его сочли недостаточно опытным и экранизацию не доверили. А вот

Мельникова сочли кандидатурой подходящей, и не последнюю роль в том, что руководство «Ленфильма» вручило сценарий именно ему, сыграл как раз хит «Начальник Чукотки».

Кадр из фильма «Мама вышла замуж»
Кадр из фильма «Мама вышла замуж»

Виталий Мельников был по-настоящему влюблён в кино с детства, поэтому фильмы снимал на удивление точные. Все, кто с ним работал, отмечали, что он доверял актёрам и не был диктатором на площадке. Такой подход помогал ему создавать картины, понятные и близкие зрителям. А для мелодрамы «Мама вышла замуж» это было особенно важно, ведь в ней речь шла о ситуации, в которой бывали многие:

немолодая женщина с сыном-подростком вдруг находит любовь. Идиллические отношения в паре влюблённых нарушает конфликт с сыном, и героям всем вместе приходится его решать.

Первой претенденткой на роль Зины, главной героини, была Нонна Мордюкова. Но Виталий Мельников после проб понял, что Мордюкова будет центром притяжения в истории и перетянет всё внимание на себя.

Ему же была нужна актриса не такая яркая и мощная, а скорей лиричная, женственная, которой зрители могли бы даже посочувствовать, а, может, и узнать себя.

Ещё одной кандидатурой стала Инна Макарова, которая вроде бы подходила по типажу, но всё равно чем-то не устраивала режиссёра. А потом неожиданно возникла Люсьена Овчинникова. Люсьена снималась уже десять лет, но главных ролей так и не сыграла. Мало того, за ней закрепился образ девушки комичной, забавной, но никак не серьёзной характерной актрисы. Однако Мельников рискнул и отдал роль ей. И Овчинникова выложилась по полной, внеся в образ Зины очень многое от себя. В её личной жизни царила неразбериха, у неё не было детей, хотя она страстно мечтала быть матерью, и всю эту

неудовлетворённость, неустроенность, какую-то досаду на судьбу она излила на экране.

Партнёрами Люсьены Овчинниковой стали мужчины звездные: Олег Ефремов, сыгравший её возлюбленного, а потом и супруга, и Николай Бурляев. Имя Ефремова к концу шестидесятых гремело вовсю, он был и театральной, и кинематографической звездой. Но позже его коллеги по съёмкам говорили, что никакой звёздности в нём не было, он общался со всеми без зазнайства и никогда не просил для себя привилегий. Николай Бурляев, сыгравший парня-подростка

(кстати, ему тогда было уже 22, а Люсьена Овчинникова, сыгравшая его мать, была старше всего на 15 лет),

тоже был прекрасно известен: в 1962 году он появился в картине Андрея Тарковского «Иваново детство» и тут же был зачислен в число самых перспективных молодых советских актёров. Бурляев поначалу к фильму отнёсся легкомысленно, решив, что история надуманная, нелепая и неинтересная, но потом включился в процесс и сыграл, по мнению многих критиков, одну из лучших своих ролей.

Виталий Мельников дал актёрам некоторую свободу и позволил самим трактовать роли. Мало того,

он даже решил, что все будут сниматься без грима, чтобы сохранить правдивость эмоций и переживаний.

В результате группа действительно сдружилась, а Овчинникова, Ефремов и Бурляев стали почти настоящей семьёй, обычной семьёй, где случаются раздоры, непонимание, ссоры.

Ради всё то же достоверности Мельников снимал и не самые привлекательные окраины Ленинграда с недостроенными пятиэтажками,

женщин-строителей, коллег Зины, которые в обеденный перерыв загорают на крыше в нижнем белье.

И даже не пытался закамуфлировать и обелить героя Олега Ефремова, прямо заявлявщего с экрана, что он выпивает (и выпивавшего в кадре!). Но как раз отзеркаливание будничной жизни самых обычных людей и стало камнем преткновения, когда пришла пора сдавать картину.

Чиновники сочли неуместной чрезмерную откровенность, напоминающую документальность, раскритиковали фильм за простоватость и незатейливое бытописание и дали ему низшую прокатную категорию.

Это означало, что лента пройдёт лишь в очень ограниченном числе кинотеатров. Конечно же, Виталия Мельникова это сильно расстроило, и не только потому, что его карьера могла пойти под откос. Огорчило режиссёра то, что мелодрама, в которой он честно говорил со зрителем, могла никогда до зрителя и не дойти.

Однако мнение аудитории, как это нередко бывает, оказалось противоположным точке зрения цензоров. Зрители фильмы приняли сразу и безоговорочно, несмотря на то, что ни пышной премьеры, ни широкого проката не было. Зато герои запали в сердца мужчин и женщин, приходивших в кино, да и сама история трогала их. И всё потому, что

Виталий Мельников показал без прикрас сложности, с которыми сталкивался каждый, хотя не каждый готов рассказывать о них вслух.

А кто ближе вам — влюблённая немолодая малярша или её задиристый сын?

Источник

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector