Август Хорьх – он же Audi

Кто не знает великолепный немецкий автомобиль Audi. Может быть не самый лучший, но один из лучших. Была у меня Audi-80, «бочка». До сих пор с ностальгией вспоминаю. А старые «селедки» Audi-100, лучшие по своим аэродинамическим качествам, до сих пор дают жару на автотрассах.

Многие слышали и про автомобиль Horch-Хорьх знаменитый в 30-х годах. Вообще считается что Хорьх и Ауди это совершенно разные автомашины, выпускаемые двумя разными, конкурирующими компаниями.

Но многие не знают, что основателем этих компаний и первым конструктором и Ауди и естественно Хорьха был один человек – талантливый и можно сказать гениальный автоконструктор и инженер Август Хорьх.

Он родился в 1868 году в семье потомственного кузнеца. Семья жила небогато, и уже в 13 лет мальчик был вынужден бросить школу, чтобы помогать отцу. В кузнице отца построил свое первое транспортное средство — самокат. Ковал коньки невиданной конструкции, модернизировал сани, превращая их чуть ли не в спортивные болиды.

В 16 он устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге, где занимался более чем прозаическим делом — ударами кувалды напрессовывал стальные бандажи на колёса. Потом сменил еще несколько мест работы.

Паровой мотоцикл фирмы Hildebrand & Wolfmuller

Паровой мотоцикл фирмы Hildebrand & Wolfmuller

В 20 лет Хорьх поступил в Саксонское инженерное училище. Получив диплом инженера-механика, поработал на литейном заводе в Ростоке, в конструкторском бюро лейпцигской судостроительной фирмы… А потом: «В середине 1896 года произошло событие, которое круто повернуло мою жизнь, — вспоминал Август Хорь в своих мемуарах. — В одной лейпцигской газете сообщалось, что в ближайшее воскресенье на одном из шоссе состоятся первые мотоциклетные гонки. Мотоцикл фирмы Hildebrand & Wolfmuller будет демонстрировать свои возможности… Я сгорал от любопытства и никак не мог дождаться того момента, когда на дорожку выкатят новый для меня вид техники. Для меня это было нечто совершенно непонятным. Наконец его выкатили! Я долго бродил вокруг мотоцикла, а затем, снедаемый стеснением, решился подойти к изобретателям и попытался выведать — строились ли похожие транспортные средства где-нибудь еще. Я и не предполагал, что задал один из самых существенных вопросов моей жизни. Да, ответили они мне, есть такие фирмы — Даймлера в Штутгарте и Бенца в Мангейме… И, как только я оказался дома, я тотчас засел за письмо на фирму Benz & Co.

В письме я рассказал о моем жизненном пути, учебе и исканиях; сообщал, что имею некоторый опыт в конструировании двигателей внутреннего сгорания, и просил, по возможности, рассмотреть мою кандидатуру для работы в их автомобильном проекте. Ответ я получил очень быстро… Пришла телеграмма — фирма Бенца, сообщала, что я принят на работу и должен приступить к ней немедленно…

Таким образом, молодой Хорьх стал сначала помощником руководителя отделения двигателей, а затем руководителем автомобильного производства на заводе Benz & Co. Однако надолго задержаться у «папы Бенца» не получилось. Сам Хорьх в своих мемуарах писал что ему хотелось изобретать, экспериментировать, внедрять, совершенствовать… А под руководством «отъявленного консерватора Бенца» этого не получалось. Обычная история как человек хочет обелить себя перед людьми и перед самим собой. Он мол белый и пушистый де Артаньян, а все другие плохие и завистливые. На самом деле, по отзывам современников, Август Хорьх, несмотря на все таланты, на целеустремленность и напористость, был склочным, неуживчивым и жутко сволочным типом.

Первый автомобиль HORCH

Первый автомобиль HORCH

Бенц не хотел его отпускать, но Хорьх набравшись опыта в автомобилестроении, не хотел оставаться — он намерен был идти своей собственной дорогой. Он заручился финансовой поддержкой одного богатого промышленника и в 1899 году основал фирму A. Horch & Со. Штат компании первоначально составлял 11 человек. Тем не менее, в 1900 году из ворот предприятия вышел первый автомобиль Хорьха. Его двухцилиндровый мотор мощностью 4-5 л.с. отличался тихой и ровной работой — конструктор изо всех сил старался превзойти учителя. Двигатель располагался спереди, привод на задние колеса осуществлялся кожаным ремнём. Коробка передач была сблокирована с главной передачей — очень смелое для того времени решение. Кузов заказали в кёльнской мастерской «Утермоль». Таким, было, начало знаменитой впоследствии марки.

Хорьх разрабатывал, изобретал, заимствовал, внедрял… Дела шли в гору. Мысли о расширении производства привели к созданию акционерного общества. В 1904 году оно было основано, и завод Horch переехал в город Цвиккау. Свежие идеи, новые автомобили, успехи в гонках, аншлаги на выставках… Глава фирмы был поглощен не только конструированием.

Он методично наращивал её капитал, который за два года вырос до 525 тыс. рейхсмарок. Август Хорьх и здесь проявил мерзкий и скупердяйский характер. На заводе действовала жесточайшая система штрафов — любое нарушение имело свою цену. Так, опоздание от 5 до 15 минут «стоило» 25 пфеннигов, а до получаса — уже 40. Рабочий день на заводе продолжался 10,5 часа, причем зарплата работников была ниже, чем на других предприятиях. В обще типичный эксплуататор.

Август Хорьх – он же Audi

Хорьх был одним из тех, кто прекрасно понимал рекламное значение автогонок. На соревнованиях за руль автомобиля садились известный немецкий автомобилист доктор Штёсс, рядом в качестве штурмана сидел сам конструктор. Парадокс: великий автомобильный конструктор до конца жизни не имел водительских прав и как поговаривали злые языки, вообще не умел водить машину.

В 1909 году Август Хорьх поссорился с акционерами компании. Вообще конфликт назревал давно. Хотя сам Хорьх утверждал, что во всем виноваты завистники-недоброжелатели, акционерам просто надоел неуживчивый характер конструктора, и они всё чаще заявляли о том, что его идеи «авантюрны». Кстати совершено напрасно.

Сыр-бор разгорелся из-за того что Хорьх выступал за создание несущего кузова. Все правильно, но в начале века эта идея казалась совершенно фантастической. Идти на компромиссы Хорьх не умел. И вот 19 июня 1909 года создателю фирмы пришлось её покинуть. Конструктору выплатили смехотворную компенсацию — 25 тыс. рейхсмарок, в то время как Horch -ZD стоил 15 тысяч.

Он решил начать все сначала и основал новую компанию, но присвоить ей свое имя на этот раз не смог: «Horch» к тому времени стал не просто именем, но популярным брендом, бывшие компаньоны подали на него в суд и выиграли бренд. Новое название придумал сын Франца Фикенчера, делового партнера и близкого друга Хорьха.

В тот момент, когда взрослые обсуждали судебную тяжбу и связанные с ней проблемы, мальчик как раз учил урок латыни. И когда один из акционеров воскликнул: «Выслушайте и другую сторону!», мальчик в шутку громко перевел эту фразу на латынь: «Audiatur et altera pars!» Спорщики сообразили, что «horch» (в немецком языке — «слушай, прислушивайся») переводится на латинский как «audi». И новая фирма получила название “Audi Automobilwerke GmbH”. К слову, с этого дня и до самой своей смерти Август Хорьх подписывал свои письма друзьям и близким знакомым не «August Horch», а «Audi Horch».

Первый Audi Type A.

Первый Audi Type A.

В 1911 году на последней предвоенной немецкой автовыставке модели Audi впервые были показаны широкой публике. Автомобили нового бренда оказывались в центре внимания на самых важных мероприятиях, побеждали в самых престижных автогонках и быстро завоевали популярность.

Кстати до Первой мировой войны именно Германия, а не США были лидерами автомобилестроения. Всякие Форды, Шевроле, Доджи и Кадилаки были плебеями перед такими авто как Бенц, Даймлер, Хорьх, ну и нового Ауди.

Но потом была война. Фирма Audi перешла под патронаж военного министерства, и вынуждена было активно наращивать производственные мощности для исполнения постоянно увеличивающихся объемов госзаказа. Завод загрузили производством гранат, минометов, а с 1916 года и некоторых узлов для первого немецкого танка A7V.

Войну Германия проиграла. По всем фронтам — и в автомобильной промышленности тоже. Пока Европа мечом и огнем истощала свои ресурсы, за океаном конкуренты развивались в созидательном направлении. За четыре года войны передовой немецкий автопром сдал лидерские позиции американцам. А чтобы не догнали и ни в коем случае не перегнали, победители понавыдумывали всяческие репарации и ограничения для сдерживания развития.

В 20-е годы Хорьх поругался и с акционерами Audi, которые отстранили его от непосредственного руководства и активной деятельности. Он продолжал заседать в наблюдательном совете, писал мемуары, заседал во всяких ассоциациях. Однако, хотя он перестал заниматься конструированием, его авторитет был огромен: молодые коллеги смотрели на него с восхищением и ловили каждое его слово.

Август Хорьх – он же Audi

Мировой экономический кризис, начавшийся в конце 20-х годов, привел к объединению четырех саксонских автомобильных фирм – Audi, DKW, Horch и Wanderer – в единый концерн Auto Union AG. Тогда же появился знаменитый логотип из четырех колец: в каждом из них, в свою очередь, стоял логотип компаний-основательниц. Позже, уже после Второй мировой войны, фирма Audi забрала его себе, упростив до нынешнего вида.

Хорьх Шеленберга

Хорьх Шеленберга

А главным директором объединенного концерна естественно назначили Августа Хорьха. Должность была скорее номинальной: типа свадебного генерала. В политику старенький конструктор не влезал, нацистам деньгами не помогал, скорее всего из жадности. Но, несмотря на это был обласкан Гитлером и его присными – все-таки Хорьх это имя мирового значения. Занимал высокие и почетные должности, но без какой-либо деятельности. Все тот же свадебный генерал. В 1942 году вообще ушел в отставку со всех постов. Все-таки 75 лет не шутка.

После войны концерн Auto Union AG распался, заводы Horch и Audi в Цвиккау оказались на территории советской зоны оккупации, где были объединены и национализированы. В результате заводам Horch выжить не удалось: все оборудование было демонтировано и вывезено в счет репарационных поставок в СССР. Сами заводские корпуса взорваны. Станки с маркой Horch-Werke успешно работали многие годы на АЗЛК, в Удмуртии, на Украине…

Август Хорьх в старости

Август Хорьх в старости

Аudi повезло чуть больше: бренду удалось начать возрождение в Баварии, в Ингольштадте. И родитель марки Август Хорьх увидел возрождение Аudi. Умер он 3 февраля 1951 года, до последних дней отличаясь сварливым, неуживчивым характером.

Август Хорьх не был белым и пушистым. По жизни он был жадным, скандальным типом с отвратительным характером. Но он был великим конструктором автомобилей. Марка Audi жива и современные автомашины Audi имеют прекрасную репутацию во всем мире — и это лучшая память о Хорьхе — талантливом конструкторе, имя которого навсегда останется в истории автомобилестроения.

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: