4 образа Данглара – ещё одного врага графа Монте-Кристо. Какой вам больше запомнился?

Уже долго длится у нас с вами эпопея с кинообразами героев романа Александра Дюма Граф “Монте-Кристо” в различных его экранизациях. И, как этого можно было ожидать при выборе такой книги, без мистики и драмы не обошлось: статья с образами Фернана Мондего необъяснимым образом безвозвратно исчезла из ленты. Надеюсь, что не призрак мстительного графа удаляет статьи с сервера, потому что сегодня я снова хотела бы поговорить об одном из главных недругов Эдмона Дантеса – Дангларе.

Данглар в романе фигурирует исключительно по фамилии, имя его нам неизвестно. Уже самое первое появление этого героя сопровождается его весьма нелестной характеристикой.

“Это был человек лет двадцати пяти, довольно мрачного вида, угодливый с начальниками, нетерпимый с подчиненными. За это, еще более чем за титул бухгалтера, всегда ненавистный матросам, экипаж настолько же его недолюбливал, насколько любил Дантеса.”*

Затем нам даётся несколько вполне однозначных намеков на то, что Данглар был весьма нечист на руку, а также то, что Эдмону это пока что было неизвестно.

“Как о бухгалтере о нем ничего нельзя сказать дурного” (Эдмон о Дангларе)*

Справедливо опасаясь, что честный Дантес, став капитаном “Фараона” разжалует его в должности бухгалтера сразу же, как только узнает о его темных делах, а также испытывая зависть к успехам Эдмона, Данглар решается действовать.

Именно он выступает главным инициатором и подстрекателем в заговоре против Дантеса и умело играет на чувствах его врагов, заставляя их действовать нужным ему образом. Он же и составляет сам донос.

“Данглар был одним из тех расчетливых людей, которые родятся с пером за ухом и с чернильницей вместо сердца”*

Данглар единственный из всей группы заговорщиков четко знает, чего и каким путем хочет добиться, не сомневается в своих поступках и совершенно не испытывает никаких угрызений совести. Он гораздо умнее их и гораздо циничнее, ему неведома жалость и сострадание.

Спустя двадцать лет мы видим Данглара уже успешным, с иголочки одетым, но при этом отчаянно молодящимся банкиром и бароном, сделавшим состояние на преступных махинациях и игрой на бирже.

“Мужчина с волосами, настолько черными и так низко спускающимися на лоб, что легко было усомниться в их естественности, тем более что они мало соответствовали глубоким надбровным морщинам, которых они никак не могли скрыть, — словом, мужчина лет пятидесяти пяти, но желавший казаться сорокалетним <…> Глаза у него были живые, но скорее хитрые, чем умные. Губы были так тонки, что вместо того, чтобы выдаваться вперед, они западали внутрь; наконец, его широкие и сильно выдающиеся скулы — верный признак коварства, низкий лоб, выпуклый затылок, огромные, отнюдь не аристократические уши заставили бы всякого физиономиста назвать почти отталкивающим характер этого человека”*

С годами Данглар только усовершенствовал свои навыки в притворстве и производил на людей только благоприятное впечатление своим внешним видом, манерами и мнимой сердечностью.

“В глазах света и даже в глазах слуг Данглар слыл благодушным человеком и снисходительным отцом; этого требовала роль демократического деятеля в той комедии, которую он разыгрывал; <…> дома же в большинстве случаев благодушный человек исчезал, уступая место грубому мужу и деспотичному отцу”.*

Данглар стал единственным человеком, которого граф Монте-Кристо простил в конце романа. Правда, при этом Данглар потерял все свое состояние, что доставляло ему наибольшее страдание, оказался в плену разбойников, поседел, – но по сравнению с другими заговорщиками, это, в конце концов, мелочи.

” Я дарую вам жизнь; ваши сообщники не были столь счастливы; один сошел с ума, другой мертв! Оставьте себе ваши пятьдесят тысяч франков, я их вам дарю; а пять миллионов, которые вы украли у сирот, уже возвращены”. (Монте-Кристо Данглару)*

Александр Дюма представил на страницах романа весьма четкий портрет, не побоюсь этого слова, главного злодея романа, вопрос только в том, сумели ли режиссеры и актеры изобразить его на экране.

К сожалению, в экранизации 1954 года персонажа Данглара просто нет, его роль в романе взяли на себя Кадрусс и Фернан. Очень жаль, ведь Данглар представляется мне одной из ключевых фигур повествования… Но давайте перейдем к следующей экранизации.

В фильме 1975 года Данглар был, однако по вине сценаристов был лишён, жены, дочери и самое обидное: шикарных волос, которым уделяется столько внимания в книге. Сыграл же его Дональд Плезенс.

Дональд Плезенс в роли Данглара, "Граф Монте-Кристо", 1975, Источник: Яндекс картинки

Дональд Плезенс в роли Данглара, “Граф Монте-Кристо”, 1975, Источник: Яндекс картинки

Все коварство и циничность в этой постановке перешли к Фернану, а вот Данглару не осталось ни изысканной одежды, ни, как я уже не преминула заметить, волос, ни, в конце концов, чувства собственного достоинства: после своего полного банкротства Данглар не бежит, пытаясь спрятать последнее, а кончает жизнь самоубийством. Это настолько далеко от книжного образа этого героя, что кажется, в фильме нам представили вообще другого персонажа под его имением.

Советская экранизация “Узник замка Иф” 1988 года оказала большее почтение тексту оригинала. Роль Данглара здесь сыграл Алексей Жарков.

Алексей Жарков в роли Данглара, "Узник замка Иф", 1988 год, Источник: кадр из фильма

Алексей Жарков в роли Данглара, “Узник замка Иф”, 1988 год, Источник: кадр из фильма

И здесь снова нам не дали полюбоваться на роскошные смоляные волосы Данглара, зато характер героя, как мне кажется, Жарков смог передать достаточно удачно, хоть и несколько прямолинейно. На мой взгляд , этому исполнению не хватило лицемерия: Данглар получился одинаково малоприятным, даже в тем моментах, где не должен был выглядеть таковым.

В экранизации 1998 года роль Данглара исполняет актер Мишель Омон.

Мишель Омон в роли Данглара, "Граф Монте-Кристо", 1998 год, Источник: Яндекс картинки

Мишель Омон в роли Данглара, “Граф Монте-Кристо”, 1998 год, Источник: Яндекс картинки

Отчего-то в этой экранизации все отрицательные персонажи старее положительных лет на 20… И снова это не Данглар: слишком мягкий и запустивший себя для расчетливого и циничного дельца, который любил, чтобы все было идеально.

Сюжет фильма 2002 года настолько сильно изменён, что Данглар здесь персонаж практически эпизодический, но все же: играет его Элби Вудингтон.

Элби Вудингтон в роли Данглара, "Граф Монте-Кристо", 2002 год, кадр из фильма (прошу прощения за качество)

Элби Вудингтон в роли Данглара, “Граф Монте-Кристо”, 2002 год, кадр из фильма (прошу прощения за качество)

Как бы то ни было, мне выбор актера на эту роль, в общем, даже понравился: резкие и грубые черты лица, тонкие впалые губы… Но все же Данглар не должен производить собой такое отталкивающее впечатление, да и в фильме он скорее злой и жадный мелкий мошенник, чем хитрый банкир. И в конце граф Монте-Кристо его вовсе не прощает, а собственноручно и жестоко вешает на рее корабля.

Итак, с Дангларами ситуация вышла удручающая: подавляющее число экранизаций или вовсе отказались от этого героя в его исходном виде или же изменили его до неузнаваемости. Единственное исполнение, хоть как-то приближенное к книжному образу Данглара принадлежит советскому актеру Алексею Жаркову, в остальных случаях, это и вовсе не Данглар.

Источник

Современность
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: