10 малоизвестных фактов о романе «Мастер и Маргарита», которые удивят даже знатока

Мастер и Маргарита  мистический роман, с которым связано множество загадочных историй. Монументальная работа автора, в которой нет случайных персонажей или событий. В нём выверена каждая деталь.

За мной, читатель! Перед тобой десять малоизвестных фактов о любимом всеми произведении Михаила Булгакова.

1. Рукописи горят

Первую рукопись романа автор сжёг. Не зря Булгаков считал себя преемником Гоголя. Его учитель тоже сжёг вторую часть «Мёртвых душ».

2. Персонажи романа возникли не случайно

В каждом жителе Москвы можно найти черты знакомых, соседей, коллег Булгакова. Аннушка, например  прообраз соседки Булгакова по коммунальной квартире Анны Павловны Горячевой. Её появление всегда предзнаменовывало неприятности и скандалы. Образ этой дамы не раз появлялся в булгаковских произведениях под разными именами.

3. Свита Воланда — не выдумка автора

Образ каждого из приспешников Воланда можно отыскать в религиозных писаниях и мифологии.

В Азазелло не сложно разгадать демона пустыни Азазеля. Это падший ангел, упоминания о котором датированы III в. до н.э. В соответствии с писанием, этот демон преподнёс мужчинам оружие, чтобы на земле плодились войны, и тёмные знания женщинам, чтобы те водили дружбу с нечистым.

Не случайно именно Азазелло преподносит Маргарите баночку с кремом, который превратит её в ведьму.

Не случайно именно Азазелло преподносит Маргарите баночку с кремом, который превратит её в ведьму.

Бегемот  тоже не просто забавная кличка кота. Это имя демона чревоугодия. Упоминания о нем можно найти в Библии и демонологии. Кроме кошачьего, он умеет принимать волчий, собачий и слоновий облики.

Коровьёв, который возвращается к рыцарскому облику, стал прообразом одного из главных персонажей булгаковского «Дон Кихота». Михаил Афанасьевич написал инсценировку для театра по мотивам произведения Сервантеса. Большинство аналитиков романа предположили, что автор связал образы Фагота и бакалавра Сансона Карраско, ставшего невольным виновником смерти Дон Кихота. Сансон притворился рыцарем Белой луны, настоял на поединке с Дон Кихотом и победил. Он хотел, чтобы Дон Кихот вернулся к семье, и добился этого. Но побеждённый рыцарь печального образа не смог жить без своих фантазий. Жестокий рыцарь заигрался, и его игра убила мечтателя. «Шутка зашла слишком далеко»,  упрекнул Сансона персонаж булгаковской пьесы. «Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил»,  говорит Воланд о Фаготе. Хотя в расшифровке первоисточника образа Фагота у булгаковедов достаточно разночтений.

Гелла же — заимствование из греческой мифологии. Легенда гласит, что на острове Лесбос внезапно умершие девушки становились вампирами. Называли таких существ  гелл.

4. Иосиф Виссарионович Воланд

Сложно представить себе ситуацию, в которой Михаил Афанасьевич написал бы на бумаге, что вождь стал прообразом сатаны. Так он подписал бы себе смертный приговор. Вероятно, поэтому документальных доказательств, что прообразом Воланда был Сталин, нет. Однако булгаковеды нашли этой версии массу подтверждений.

Во-первых, множественное упоминание Воланда в романе, как «хозяина». Существует множество подтверждений, что именно так называли Сталина его приближённые.

Воланд не совершает зло направо и налево. Он наказывает грешников исключительно по справедливости. Не справедливостью ли и стремлением к великому добру оправдывают жестокие меры вождя революции? Зло, свершённое на пути к большому благу.

Надо сказать, что Сталин приветствовал творчество писателя и не единожды ходил на постановку «Дней Турбиных».

5. Москва  Ершалаим

Ещё один интересный факт: Булгаков отзеркаливает события и образы персонажей жителей Москвы и Ершалаима.

Действия происходят в одни и те же дни недели, солнечная и яркая погода сменяется тяжёлым грозовым дождём.

6. Иешуа Бездомный и Иуда Майгель

Рассматривая персонажей, булгаковеды обнаружили следующие соответствия и параллели.

Воланд в Москве — Афраний в Ершалаиме.

Оба персонажа — олицетворение тайны. Серые кардиналы, правящие своей свитой. Когда Воланд говорит, что инкогнито присутствовал на суде Га-Ноцри, не был ли он в обличии начальника тайной охраны…

Поэт Иван Понырев в Москве — Иешуа в Ершалаиме.

На допросе Иешуа говорит, что ходит из города в город, стало быть дома у него нет, а псевдоним Ивана Понырева, как вы наверняка помните —Бездомный.

И Ивана, и Иешуа автор описывает в порванной одежде, потрёпанными, с синяками и ссадинами. И того, и другого в романе признают сумасшедшими.

Барон Майгель в Москве и Иуда в Ершалаиме. Оба наушники и шпионы, и оба за это поплатились.

7. Не случайный Берлиоз

Сцена с отрезанием готовы на Патриарших, вероятно, навеяна Булгакову «Фантастической симфонией» Гектора Берлиоза. Подтверждением теории служит одно из рабочих названий произведения: «Фантастический роман». У композитора он и позаимствовал фамилию для Михаила Александровича.

В целом, в музыкальном произведении много общего с романом. И отрубленная голова, которая отскакивала от безжизненного тела, и бал с нечистью — всё это есть в обоих произведениях.

8. От «Сатаны» к «Мастеру и Маргарите»

Название «Мастер и Маргарита», как и история возлюбленных, пришли автору далеко не сразу.

Название «Мастер и Маргарита», как и история возлюбленных, пришли автору далеко не сразу.

Вначале роман содержал только линию Ершалаима и Московских похождений Воланда.

Одними из первых названий, которые мы с вами могли бы прочесть на обложке булгаковского романа: «Копыто инженера» или «Копыто консультанта». Рассматривался вариант «Подкова иностранца» и даже «Сатана». Были возможными такие названия, как: «Гастроль», «Фантастический роман», «Великий канцлер». Встречались и совсем лаконичные: «Он явился» или «Вот и я». История Мастера и его возлюбленной появилась во второй редакции романа и дала общеизвестное название, которое дошло до нас. Тогда же в романе появилась свита Воланда.

9. Раньше, чем умереть…

Михаил Афанасьевич работал над романом «Мастер и Маргарита» 10 лет. Все это время он редактировал и дорабатывал рукопись. На обложке последней тетради автор сделал надпись: «Дописать раньше, чем умереть».

10. «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»

— на этой фразе автор прекратил правку своего романа. Через 4 недели Булгаков умер.

Вместо послесловия:

Когда не стало Михаила Афанасьевича, роман не был издан, и правки были не закончены. Эту работу взяла на себя супруга Булгакова — Елена Сергеевна.

Когда не стало Михаила Афанасьевича, роман не был издан, и правки были не закончены. Эту работу взяла на себя супруга Булгакова — Елена Сергеевна.

Елена Сергеевна не сразу пожелала говорить с незнакомым писателем, тем более не допустила литератора к рукописями. Но Абрам Зиновьевич был настойчив, и позже вдова всё же прочла ему «Мастера и Маргариту».

Вулис был настолько впечатлён романом, что задался целью любой ценой его опубликовать.

Именно благодаря усилиям Абрама Зиновьевича, которых в условиях прежней политической ситуации в стране понадобилось немало, роман «Мастер и Маргарита» напечатали в журнале «Москва». Это произошло в 1966 году.

Именно благодаря усилиям Абрама Зиновьевича, которых в условиях прежней политической ситуации в стране понадобилось немало, роман «Мастер и Маргарита» напечатали в журнале «Москва». Это произошло в 1966 году.

Сейчас книга принадлежит к числу классических произведений в России и получила признание во всём мире.

Напишите в комментариях, какие из фактов стали для вас открытием. Поделитесь историями о романе, которые известны вам.

Консультант по произведениям Булгакова: Логвинова Ольга, филолог, булгаковед

Автор: Лаура Романовская, психотерапевт и руководитель школы лидерства, мама сына на СО

Источник

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector